Ольга Елагина
Психологические особенности половой идентификации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Наиболее чувствительным к подобным негативным влияниям является дошкольный период – возраст 4-5 лет, который характеризуется заинтересованностью детей в половых различиях, в формировании устойчивого понимания и принятия собственной половой роли.
Публикация «Психологические особенности половой идентификации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Важнейшим источником формирования половой идентификации является семья. Половая идентификация, глубоко проникающая в самосознание личности, задает вектор социализации индивида. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения
На формирование половой идентичности ребенка дошкольного возраста оказывают влияние многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.
Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Иначе говоря, для успешного протекания процесса половой идентификации необходимо создать специальные условия учитывающие специфику развития ребенка в дошкольном возрасте.
В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья. Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.
Процесс становления половой идентификации происходит в условиях семьи, именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи. Присутствие в его жизни полноценных папы и мамы. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации
А. И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.
В дошкольном возрасте процесс половой идентификации имеет ряд особенностей : проявляется усиление половой дифференциации, проявляются разнополые интересы, возникает собственный стиль полоролевого поведения. Однако не у всех детей процесс половой идентификации проходит успешно. Одним из необходимых условий, способствующих оптимизации процесса половой идентификации, является реализация целенаправленной психологической работы.