Получи документы

Особенности межличностных отношений дошкольников

Надежда Просянникова
Особенности межличностных отношений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности межличностных отношений дошкольников».

Примерный план изучения темы.

Понятие о личности.

Понятие о группах и коллективе.

Развитие личности в системе межличностных отношений детей.

Статусная структура группы детского сада: удовлетворенность дошкольников взаимоотношениями; особенности матировки выборов; дифференциация взаимоотношений у дошкольников в зависимости от пола.

Публикация «Особенности межличностных отношений дошкольников» размещена в разделах

Пути и средства влияние на взаимоотношения между детьми: общение взрослого с ребенком, его результаты; зависимость личных качеств детей от семейного микроклимата; общение детей в совместных видах деятельности; общение и совместная деятельность в формировании гуманных отношений в детской группе.

Изучение специфики межличностных отношений в группе детского сада: выдвижение гипотез и постановка задач исследования; проведение диагностической работы; рекомендации по организации работы в группе, направленной на формирование положительного микроклимата в группе; коррекционно-развивающая работа с детьми.

Возможные гипотезы и задачи

Гипотезы.

Группа детского сада должна иметь определенную структуру, обусловленную конкретными причинами.

Статусная структура группы дошкольников должна иметь своеобразие; скорее всего дошкольники отдают предпочтение сверстникам, владеющим на достаточном уровне игровыми навыками; личностные качества сверстников также могут обуславливать желание контактировать.

Мотивировки выбора имеют разный характер в зависимости от возрастного состава детей группы.

Мощным фактором, влияющим на взаимоотношение детей, является характер общения взрослого с ребенком, личностное отношение воспитателя к конкретному ребенку.

Потребность в общении со сверстниками начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте, но не всегда эта социальная потребность удовлетворяется.

Задачи.

Определить статусную структуру группы, социометрический статус каждого ребенка в группе.

Выявлять причины определенного положения ребенка в группе, в том числе затрудняющие установление контактов между детьми.

Выявить доминирование потребности в общении со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Выделить типы ситуаций, связанных с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками.

С помощью диагностических методик выделить определенные факторы влияния на взаимоотношения между детьми.

Наметить направление и содержание конкретной работы с детьми, позволяющей укрепить их доброжелательное отношение друг к другу.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. От того как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность / неуспешность его социализации и др.

Анализ межличностных взаимоотношений старших дошкольников позволяет выделить их типовые сценарии. Основой для их выделения и классификации служат характеристики межличностных отношений. В зависимости от продуктивности, приближенности к дружеским взаимоотношениями, степени соответствия педагогической номе сценарии межличностных взаимоотношений старших дошкольников можно разделить на четыре группы.

1. Сценарии непродуктивных межличностных взаимоотношений; их ключевые характеристики: игнорирование, получение желаемого, агрессия.

2. Сценарии низкопродуктивных межличностных взаимоотношений со средней продуктивностью; их ключевые характеристики: подражание, диктатура, подчинение.

3. Сценарии межличностных взаимоотношений со средней продуктивностью; их ключевая характеристика: получение признания, взаимообмен, соперничество.

4. Сценарии высокопродуктивных межличностных взаимоотношений; их ключевая характеристика: сотрудничество, совместное общение, взаимопомощь.

Сценарии непродуктивных межличностных взаимоотношений.

«Я не хочу ни с кем дружить»

Ключевая характеристика – «игнорирование», т. е. ребенок игнорирует сверстников, не хочет вступать с ним в позитивные контакты. Здесь возможно два варианта сценарного развития. В первом ребенок игнорирует сверстников, проявляя негативное отношение к ним: ябедничает, дерется и т. д. Во втором ребенок хочет взаимодействовать со сверстниками, но они его игнорируют, и в результате, не найдя способов установления контакта, ребенок обособляется. Причинами этого могут быть заниженная или завышенная самооценка, капризность, которая поощряется родителями и другими родственниками, неаргументированная требовательность, неуверенность в себе, боязнь контакта со сверстниками, коммуникативные барьеры.

«Немедленно дайте то, что я хочу!»

Ключевая характеристика – «получение желаемого». Нередко целью отношений со сверстниками являются выгода, немедленное исполнение желаний – ребенок дружит с теми, кто готов исполнить его требования, поэтому часто меняет друзей. Если кто-то не хочет делиться игрушками, конфетами, ребенок «завязывает» дружбу с другим. Если в игре он не побеждает, он отказывается от игры. Такой сценарий чаще всего характерен для избалованных детей, привыкших немедленно получать желаемое.

«Я заставлю вас со мной дружить!»

Ключевая характеристика – «агрессия». Ребенок стремится к взаимодействию с детьми, но не желает следовать групповым нормам, поэтому сверстники игнорируют его, не принимают в игру, не хотят общаться. Например, ребенок разрушает построенный другими детьми домик, дергает девочек за косички, ломает другие игрушки, затевает драки, «обзывается», употребляет ненормативную лексику, нарушает дисциплину, чтобы показать, какой он смелый. Причинам чаще всего являются неумение получать признание адекватными способами, жестокое отношение к ребенку в семье, завышенная или заниженная самооценка.

Сценарии низкопродуктивных межличностных взаимоотношений.

«Быть как все»

Ключевая характеристика – «подражание». Ребенок дружит только с теми, с кем дружит большинство; если многие в группе смеются над ним из детей, он подражает им и т. д. Причинами этого являются характерные для дошкольников стремление подражать, а также боязнь остаться в одиночестве.

«Слушайте меня!»

Ключевая характеристика – «диктатура». Целью отношений со сверстниками является возможность командовать, управлять ими. В играх ребенок не слушает других детей, навязывает свои правила игры, хочет быть главным, ведущим, хочет обязательно побеждать. Друг ему нужен для подтверждения собственной значимости, если друг «не слушается», ребенок перестает с ним дружить. Сценарий может развиваться по принципу «Докажи, что ты мне друг!». Ребенок постоянно требует, чтобы друг постоянно доказывал свою дружбу: отдавал любимые вещи («Ты же мне друг, тебе жалко для друга любимой игрушки?», не дружил с другими детьми и др.

«Командуйте мной!»

Ребенок во всем подчиняется другу, выполняет любые его советы и приказания. Например, если друг просит его отнести без спросу из дома какую-либо вещь, он это сделает, не видя ничего плохого в данном поступке. Причинам такого поведения являются отсутствие ответственности, нежелание нести ответственность за свои поступки.

Сценарии межличностных отношений со средней продуктивностью.

«Смотрите, какой я!»

Ключевая характеристика – «получения признания». Если один ребенок восхищается достоинствами другого (одежда, игрушек, умение быстро бегать, красиво рисовать и т. д., то последний будет с ним дружить. Если же сверстник не хочет им восхищаться, критикует, говорит, что он лучше умеет что-либо делать, дружба прекращается. Ребенок жалуется на других детей, ябедничает, чтобы показать, что он лучше всех.

«Ты – мне, я – тебе»

Ключевая характеристика – «взаимная выгода». Ребенок проявляет дружеские чувства только в ответ на проявление таких же чувств другим ребенком. Бескорыстной помощи, заботы о другом от него не дождешься. Отношения носят формальный характер. Именно в контексте такого сценария чаще всего слышишь слова: «Он со мной не поделился карандашами (конфетой, жвачкой, я тоже ему не дам!», «Он первый меня ударил!» и др.

«Кто первый?»

Ключевая характеристика – «соперничество». Межличностные отношения складываются на основе конкурентной борьбы: ребенок стремиться во всем, быть лучше друга. Возможны два варианта развития. В первом каждый стремиться быть первым, во втором один признает первенство друга.

Сценарии высокопродуктивных межличностных отношений.

«Мне с тобой интересно!»

Ключевая характеристика – «сотрудничество». Совместная деятельность, чаще всего игровая, так как избирательная дружба и объединение детей 5-6 лет строятся на основе игровых интересов.

«Давай поговорим!»

Ключевая характеристика – «совместное общение». Ребенок дружит ради того, чтобы поделиться переживаниями, узнать что-то новое, обменяться впечатлениями и т. д

«Я хочу тебе помочь!»

Ключевая характеристика – «взаимопомощь». Ребенку нравиться помогать другу, он искренне заинтересован в том, чтобы у того было хорошее настроение, стремиться понять, когда и какая помощь ему нужна

«Особенности межличностных отношений в разновозрастной группе».

Взаимодействия старших детей с младшими.

Запретная модель. Старший ребенок не позволяет младшему включаться в деятельность, стремиться сделать его только наблюдателем, допускает ответные реакции в виде реплик, жестов, эмоциональных проявлений, но не действий. Попытки младшего ребенка включить в деятельность пресекаются старшим. Динамика взаимных действий практически не прослеживается из-за явного доминирования инициативы старшего. Тем не менее, можно говорить о динамике взаимных влияний. Если старший ребенок не теряет внимания к младшему, а младший сохраняет интерес к действиям старшего и продолжает делать попытки подключиться к ним, можно говорить, что взаимные влияния по ходу взаимодействия усиливаются. Если старший отвлекается от младшего, а тот теряет интерес к действиям старшего, можно констатировать ослабление взаимных влияний. Во взаимодействиях такого типа результат достигает старший ребенок.

Ограничительная модель. Старший включает младшего в деятельность, но регламентирует каждый его шаг; инициатива в действиях принадлежит старшему, но не которые предпочтения младшего принимаются. По ходу взаимодействия инициатива младшего растет, особенно в предметной деятельности (труд, рисование).

Созерцательная модель. Старший наблюдает за действиями младшего не вмешивается. Его инициатива заключается только в постановке цели («На, рисуй»). Изредка он бросает реплики (похвалы или негативные оценки). Динамика взаимных влияний аналогична динамике в первой модели, но в данном случае результаты достигает младший ребенок. Старший иногда оценивает, исправляет его.

Направляющая модель. Старший ребенок организует деятельность младшего, пытается руководить ею, в основном словесно. Однако в ходе деятельности взаимные действия нарастают, что свидетельствует об усилении взаимных влияний. Результата достигает младший. Старший относится к этому критически и почти всегда его исправляет.

Сотрудническая модель. Характеризуется балансом инициативы старшего и младшего в вербальном и практическом плане. Предметный результат получают оба партнера. Старший оценивает результат, акцентируя вклад младшего.

Большинство детей среднего и старшего возраста готовы к взаимодействию с младшими детьми даже в ущерб собственным предпочтениям. Младшие дети в большинстве своем ведут себя менее инициативно, охотно подчиняясь действиям и указаниям, что так же свидетельствует об их готовности к взаимодействиям с более старшими партнерами.

Дошкольники, имеющие опыт каждодневного общения с детьми другого возраста, демонстрируют большее разнообразие моделей взаимодействия (запретительная, ограничительная, созерцательная, направляющая, сотрудническая, чем дети, воспитывающие в группе сверстников.

Содержание деятельности влияет на характер взаимодействия старших детей с младшими. Деятельности, ориентированные на получение предметного результата, «провоцируют» более жестокие (со стороны старшего партнера) модели взаимодействия – ограничительную и запретительную.

Публикации по теме:

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.

Диагностическая программа для развития межличностных отношений у младших школьников с ЗПР «Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития» Для.

Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с ЗПР «Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития» Для.

Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии Любой коллектив по своей социальной структуре не является однородным. Как правило, в нем существуют свои неофициальные подгруппы, в рамках.

Формирование межличностных отношений дошкольников. Статья: «Формирование межличностных отношений дошкольников». Проблема формирования коллективных взаимоотношений дошкольников проблема важная.

Конспект занятия по укреплению психологического здоровья, оптимизации межличностных отношений «Мы разные» Конспект занятия «Мы разные». Проводила занятие Васильева Е. А., воспитатель МАДОУ д/с № 11 "Светлячок" Цель – создать условия для формирования.

Любовь к матери как первый опыт межличностных отношений В современном обществе строго стоит вопрос связи поколений, поэтому в ДОУ стало необходимо «обучать» взаимопониманию родителей и детей.

Организация взаимодействия субъектов образовательных отношений по профилактике тяжелых нарушений речи у дошкольников Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без сформированной правильной.

Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей мл. школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Автор:.

Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта Механизмы социализации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют свои особенности и определяются спецификой развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности межличностных отношений дошкольников
Опубликовано: 13 января 2017 в 10:11
+80Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности межличностных отношений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Просянникова (УИ 411173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД