Татьяна
Психологические аспекты интернет-зависимости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Белоусова Татьяна Николаевна
Консультация для воспитателей и родителей на тему "Психологические аспекты Интернет-зависимости у детей дошкольного возраста"
В современном обществе существует достаточно новая психологическая зависимость – Интернет-зависимость. Аддиктивное (зависимое) поведение характеризуется стремлением ухода личности от реальности посредством изменения своего психического состояния, вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек откладывает имеющиеся проблемы на неопределенный срок. Вопрос о ее выявлении и профилактике весьма актуален на данный момент, т. к. чрезмерное увлечение Интернетом разрушающе воздействует на психику детей дошкольного возраста. Снижает работоспособность, пагубно влияет на механизмы межличностного взаимодействия
Публикация «Психологические аспекты интернет-зависимости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основными проблемами, с которыми сопряжена Интернет-зависимость детей дошкольного возраста, являются их отстраненность от реальных контактов с окружающими людьми, погруженность в виртуальный мир и, как результат, субъективное ощущение одиночества. Дети более эмоционально воспринимают все происходящее на экране. Развития их самоконтроля недостаточно, чтобы ограничить себя во времени игры, а так же ограничить тематику роликов и игр, недопустимых для этого возраста. Одни становятся более скованными, закрепощенными, теряют уверенность в себе, у других начинают доминировать агрессия, враждебность, несдержанность в высказываниях и поведении. человека, тем более
Проблема исследования отражена в работах таких педагогов и психологов, как А. Г. Асмолов, О. А. Богданова. С. И. Выгонский, К. Г. Гуревич, А. Р. Дроздикова-Зарипова, А. Ю. Егоров, А. Н. Ивлева, Е. Н. Крюкова, В. Л. Малыгин, Б. Р. Мандель, В. Ю. Рыбников, А. Ф. Фёдоров, Л. Н. Юрьева и др.
Игровая зависимость – один из самых опасных типов Интернет-зависимости.
Игры затягивают в свои интерактивные миры, они полны насилия, могут целиком изменить личность ребенка, нередки случаи проявления насилия после компьютерных игр.
Постоянный просмотр онлайн-видео, мультфильмов и т. д негативно влияют на здоровье ребенка. Могут появиться такие симптомы как :
• сухость в глазах;
• головные боли;
• боли в спине;
• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
• плохой сон.
По мнению ряда исследователей, ведущее значение в появлении зависимого поведения имеет семья. Среди многочисленных работ, посвященных влиянию семейных факторов на развитие зависимости, можно выделить несколько из них, где особое внимание уделяется Интернет-зависимости.
Авторы отмечают, что одни и те же особенности семейного воспитания могут стать факторами риска как Интернет-зависимости, так и наркотической зависимости от психоактивных веществ. Семейные конфликты, высокий контроль со стороны взрослого, отсутствие сплоченности между членами семьи способствуют эмоциональной отгороженности ребенка, осознанному и бессознательному его стремлению к нарушению существующих правил и норм.
Увлечение сетью становится ещё одним камнем преткновения между ребенком и родителем. Конфликты лишь нарастают и не находят разрешения. Таким образом, Интернет – средство ухода от деструктивных взаимоотношений в семье и в то же время фактор появления последних.
В. Л. Малыгин, Е. А. Смирнова, Н. С. Хомерики в рамках проблемы Интернет-зависимости изучают специфику семейной коммуникации. Они обнаружили, что Интернет-зависимый, как правило, воспитывается в условиях низких требований, дефицита запретов и наказаний. Это исследование является одним из немногих, где в фокусе внимания находится диада взаимоотношений мать-ребенок.
Если выполнять несколько простых условий, то можно уберечь ребенка от интернет-зависимости.
1. Находить время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за компьютер, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Знать чем занимается ребенок в сети.
3. Позаботиться о досуге ребенка. Если у ребенка много интересов и хобби : книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
4. Составьте четкий распорядок дня.
5. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не заменяло живое общение со сверстниками.
Спасибо за внимание!