Александр Владимирович Гришин
Психологическая служба образования и направления ее работы
▼ Скачать + Заказать документы
Для психологической службы образования характерны два направления работы : актуальное и перспективное.
В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т. п.
Публикация «Психологическая служба образования и направления ее работы» размещена в разделах
В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.
Работа педагога-психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям : психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.
Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достигать понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
Просветительская деятельность педагога-психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов. Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает педагог-психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, школы, контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
Психопрофилактическая работа.
Психопрофилактическая работа – формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.
Первый уровень – первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.
Второй уровень – вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем.
Третий уровень – третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной.
Содержание психопрофилактической работы :
Педагог-психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
Психолог следит за соблюдением в ОУ психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе.
Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
Методика определения готовности к школе Л. А. Ясюковой. Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация, тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности, тест Равена (субтесты А и В – визуальное линейное и структурное мышление, а также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т. п.). Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен – сфера и уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Методики, включенные в диагностический комплекс, направлены в основном на исследование учебной мотивации, уровня произвольности, интеллектуальной и речевой сферы.
Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» ( авторы: Е. К. Вартохова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова). Оценивает психологическую готовность к школе по трем параметрам: личностному, умственному и физическому развитию ребенка. Знания, полученные в результате такого тестирования, позволят педагогам-психологам и педагогам увидеть слабые и сильные стороны своих будущих учеников, прогнозировать трудности в обучении и продумать систему своевременной психолого-педагогической поддержки.
Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» (разработанная Н. Семаго, М. Семаго). Оценивает уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, представлений «больше–меньше». Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков. Задания созданы, исходя из требований стандартной программы дошкольного образования, и отражают необходимые умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.
Блок 3. Психологические методики для диагностики познавательной сферы:
Тест «Доски форм Сегена» (Seguin Form Boards, известный в нашей стране под названием «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Методика Э. Сегена, является достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственного развития). Методика используется для оценки уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования.
Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.
Методика определения кратковременной памяти.
Методика «Оперативная память».
Методика «Образная память».
Методика А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.
Методика «Классификация предметов». Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять и возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособности.
Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.
Методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского-Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста). Модификация широко известной методики позволяет проводить исследование уровня развития абстрактных обобщений и их классификацию, выявить возможности объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе объединения одного или нескольких ведущих признаков. Кроме того анализируется возможность переключения и распределения внимания, гностическая деятельность.
Комплекс методик, разработанный под руководством Л. А. Венгера, направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению.
Методика «Психолого-педагогическая диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» (автор Е. А. Стребелева). Позволяет выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет.
Вербальный тест Г. Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.
Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два – пространственное воображение, один – память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста, запоминание вербального материала.
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.
ПИТ СПЧ - подростковый интеллектуальный тест ( Авторы: Н. А. Курганский, И. М. Дашков, Л. К. Федорова). ПИТ СПЧ создавался с 1996 по 2003 год учеными Санкт-Петербургского государственного университета. Тест предназначен для исследования уровня и структуры интеллектуальных функций детей и младших подростков в возрасте от 9 до 13 лет. Методика имеет 4 равноценных параллельных формы (А, Б, В, Г, каждая из которых состоит из 11 субтестов: «Осведомленность», «Скрытые фигуры, «Пропущенные слова», «Арифметические задачи», «Понятливость», «Исключение изображений», «Аналогии», «Числовые ряды», «Умозаключения», «Геометрическое сложение», «Заучивание слов». Проводить тестирование можно в бланковой и компьютерной форме.
Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
Цветовой тест отношений (А. Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
Методика «Кактус» М. А. Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
Анкета Э. Хорварда предназначена для диагностики подверженности стрессу.
Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо».
Блок 6. Психологические методики для диагностики межличностных отношений:
Социометрическая игра «Секрет» (Т. А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
Методика «Два домика» направлена на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими. В ходе ее выполнения ребенок «распределяет по двум домами» (серый и красный) всех детей своей группы в зависимости от симпатии или антипатии. Методика позволяет определить: отношение каждого ребенка ко всем детям группы; представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы; каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка).
Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Семаго. Методика была создана в 1982-85 гг. по аналогии с тестом Рене Жиля. Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика состоит из 8 рисунков и примерного перечня вопросов, задаваемых педагогом-психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка.
Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.
Методика «Мозаика» – естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).
Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р. С. Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.
Блок 7. Психологические методики для диагностики профессиональной направленности личности :
Методика Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Этот диагностический комплекс предназначен для работы с обучающимися 7–11 классов. В состав стандартного комплекта входят: тест Амтхауэра, матрицы Равена, тест на самостоятельность мышления, цветовой тест эмоциональных состояний, опросник Кеттелла, тест Фидлера, тест Тулуз-Пьерона, задачи Гилфорда на измерение творческого потенциала, тесты навыка чтения (русский и английский язык, проективный тест «Рисунок дерева».
Методика Д. Холланда. Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т. д. На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности: 1. реалистический тип, 2. интеллектуальный тип, 3. социальный тип, 4. конвенциальный тип, 5. предприимчивый тип, 6. артистичный тип
Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной). Отличие методики Г. Резапкиной от традиционной методики Дж. Холланда – каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.
Методика В. Смекала и М. Кучера. В основе методики Смекала–Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала–Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Назначение исследования – определение направленности человека : личностной (на себя, деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Методика Йовайши. Позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности.
Методика «Карта интересов» (авторы А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, О. П. Мешковская и др.) направлена на изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности.
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Холланда). Данная модификация теста Холланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.
Опросник профессиональной готовности (ОПГ). ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер: - Ч-З (Человек – знак, Ч-Т (Человек – техника, Ч-П (Человек – природа, Ч-Хо. (Человек – художественный образ, Ч-Ч (Человек – человек).
Методика «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д., своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
Активизирующий профориентационный опросник СНГ (Самооценка нравственности и гражданственности). Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и, в некоторой степени, даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении.
Анкета оптанта. Позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы. Так же помогает осознать подросткам свои профессиональные намерения, интересы, склонности.
Методика Б. Басс «Определение направленности личности». С помощью методики выявляются следующие направленности : 1. Направленность на себя (Я, 2. Направленность на общение (О, 3. Направленность на дело.
Методика КОС направлена на исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника, содержащего 40 вопросов. КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой.
Методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация И. Кузьминой, А. Реана). Методика впервые была предложена В. А. Ядовым, представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией. Это индекс, который задан так, что может меняться в пределах от -1 до +1, принимая в данных пределах любые значения.
Профориентационная компьютерная система «PROFI». Направлена на оказание квалифицированной помощи в профессиональной ориентации учащихся 8-11 классов, в выборе уровня образования с учетом интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей подростка. В качестве прототипа системы была использована компьютерная методика "KUDOS", предоставленная Профориентационной службой Careers Service г. Манчестера (Великобритания). ПКС "PROFI" представляет собой экспертную систему, позволяющую находить оптимальное решение многокритериальной задачи профессионального выбора. Каждая процедура тестирования является уникальной, т. к. характер последующих вопросов определяется совокупностью ответов на предыдущие. ПКС «PROFI» предлагает не только конкретные профессии, которые в наибольшей степени соответствуют его актуальным интересам, профессиональному опыту, индивидуальным требованиям к условиям и характеру труда, но и выдаст подробную информацию по каждой из них: описание профессии, специальные требования к кандидату, возможности переобучения и т. п.
Активизирующая методика «За и против 1, 2, 3» Н. С. Пряжникова. Включает в себя три относительно самостоятельных опросника: «За и против – 1» (предназначен для выявления развитых групп качеств); «За и против – 3» (для выявления предпочтительных ценностей). Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом, она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана. Тем не менее, методика имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если
Блок 8. Психологические методики для диагностики детско-родительских отношений:
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эйдемиллера, В. Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований.
Методика измерения родительских установок и реакций (PARY). Направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания.
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) ( Авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин). Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник состоит из 5 шкал: «Принятие – отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Опросник «Лики родительской любви». Поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится отношение к ребенку.
Проективный тест «Семейная социограмма». Тест относится к рисуночным проективным тестам. Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникации в семье – прямой или опосредованный.
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) ( авторы: Р. Бернс, С. Кауфман). Дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости замаскировать цели обследования. Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящиеся животные».
Методика «Незавершенные предложения». В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представляется интересным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.