Резеда Гарфутдинова
Психологическая служба ДОУ (из опыта работы)
Современное дошкольное образование требует от педагогов-психологов активного включения в воспитательно-образовательный процесс, в котором он выступает как организатор психологической службы всего дошкольного учреждения. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности в ДОУ №58 - это общее дело руководителя, воспитателей, специалистов и педагога-психолога. Общая цель, будучи осознанной, обсужденной и принятой в нашем педагогическом коллективе, является эффективной базой для создания единой психолого-педагогической системы воспитания и развития детей.
Публикация «Психологическая служба ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Наиболее результативно психолого - педагогическое сопровождение, рассматривается нами как специально организованная профессиональная деятельность, направленная на сотрудничество с ребенком, с одной стороны, и создание системы «психолог-воспитатель-родитель», с другой. Сотрудничество, на наш взгляд, зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат может быть успешным только при условии, если педагоги и родители являются равноправными партнерами. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Поэтому включение родителей в систему «психолог-воспитатель-родитель» представляем крайне важным звеном в создании благоприятных условий для развития воспитанников ДОУ. Именно поэтому мягко, но последовательно проявляем инициативу, вовлекая родителей в совместную работу. Диапазон форм работы с родителями при этом достаточно широк и выбор той или иной формы определяем требованиями конкретной ситуации. Это и проведение диспутов, родительских собраний, семинаров, «круглый стол», практикумов, занятий с элементами тренинга.
Консультирование - одна из форм активного взаимодействия. В консультировании родителей, я как специалист, руководствуюсь следующим принципом – проявление желания родителей активно сотрудничать со специалистом в решении проблем ребенка, связанных с психологическим, эмоционально-личностном развитии.
Родителей, как одних из основных участников воспитательно – образовательного процесса, условно можно разделить на три основные категории. Первая категория – родители, которые абсолютно самостоятельны в вопросах воспитания и обучения детей. Они осознают собственные трудности и работают над ними без помощи специалистов. Их девиз: «Мы всё можем сами».
Вторая категория – родители, которые, сталкиваясь с трудностями, просят помощи специалистов, охотно её принимают и активно сотрудничают с ними, выполняя все рекомендации. Их девиз: «Будьте нашими проводниками, и вместе мы достигнем цели быстрее».
Третья категория – родители, полностью перекладывающие проблемы ребенка на специалистов, педагогов и даже посторонних людей. Девиз таких родителей: «Мы водим ребенка в детский сад, вы с ним и работаете».
Уже вначале знакомства с родителями, можно определить к какому типу относится каждый из них. Важно к каждому найти свой подход.
Сеанс консультирования всегда структурирован.
Вначале при проведении консультации предоставляю родителям возможность сделать первый шаг, т. е даю им выговорится.
Обычно в течение всей консультации мать или отец рассказывают, что их беспокоит в ребенке, применяя метод активного слушания, формулирую для себя запрос на оказание помощи. Но к концу первой встречи подвожу родителя к самостоятельно формулировке запроса на психологическую работу. Он может звучать примерно так: «Помогите снизить тревожность, беспокойство.» и т. п. В противном случае помощь окажется навязанной, так как будет исходить не от родителя, а от специалиста.
Запросы чаще бывают связаны с возрастными и эмоционально-личностными особенностями ребенка, с ситуацией в семье.
Иногда родители приходят с одними жалобами, а запросы формулируют на решение другой проблемы, не касающиеся всего перечисленного. Важно добиться формулировки конкретного запроса. Очень сложно сделать это с родителями «третьего типа» и результаты коррекционной работы их детей, как правило, носит временный характер. В таких случаях лучший выход – разъяснение родителям, что им необходимо принять на себя ответственность за развитие и воспитание собственного ребенка.
После актуализации наиболее волнующего вопроса, формулировке конкретного запроса родителя, обсуждения трудностей ребенка и средства их разрешения, при необходимости, планирую следующую встречу, диагностической направленности, в процессе которой стремлюсь к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребенка, даю конкретные рекомендации, обсуждаем совместно формы реализации предложенных рекомендации, планируем последующие встречи.
Эта форма работы эффективна только в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.