А А Кайшенова
Психологическая поддержка становления личности в период ранней юности
▼ Скачать + Заказать документы
В этическом кодексе Российского психологического общества (РПО) используется понятие «психологическая поддержка», которая определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка, как отмечают разработчики Этического кодекса РПО, осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Публикация «Психологическая поддержка становления личности в период ранней юности» размещена в разделах
Как указано в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. №1, основными направлениями психологической поддержки являются :
психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Психологическая поддержка осуществляется в целях:
психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Основные методы психологической поддержки :
психологическое просвещение – это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т. д. ;
психологическое и психотерапевтическое консультирование;
психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях;
психологический и социально-психологический тренинг – спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности. И. В. Вачков подчеркивает, что групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. Автор добавляет, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
психологическая коррекция;
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Собственная автономия выступает в сознании личности как особая ценность, порождаемая необходимостью перехода в новое социальное качество –быть субъектом общественной жизни. Личность при этом совершенно неизбежно сталкивается с необходимостью преодолеть трудность двоякого рода: отрешиться от груза предшествующего опыта, препятствующего принятию адекватных решений, и занять критическую позицию по отношению к воспринятым рекомендациям и наставлениям, поступающим от других людей.
Актуальным для данного возрастного этапа является использование групповых форм взаимодействия, поэтому особое внимание уделяется системе тренинговой работы, гипотетически способствующей формированию автономной позиции личности (под автономной позицией личности понимается независимость и ответственность субъекта в актах целеполагания).
В этой связи специально рассматривается проблема построения и эффектов реализации тренингов, которые, как показано в ряде исследований (В. Ромек, К. Рудестам, В. Сатир, Л. А. Петровская, А. С. Спиваковская, И. В Дубровина и др., способны выступать мощным личностно-образующим фактором – как коррекционным, так и собственно развивающим.
Подлинно субъектный способ разрешения проблем, связанных с будущим, требует от личности, таким образом, занять активную позицию по отношению к прошлому и некритически воспринятому опыту. Таков, на наш взгляд, - единственно возможный путь обретения личностью своей «аутентичности» (внутренне достоверного переживания и понимания субъектом собственного Я).
Общим критерием продуктивности психологической поддержки в юношестве как средства формирования, развития и коррекции качеств человека следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоение технологий, необходимых для повседневного труда и жизни.
Итак, психологическая поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Наиболее удачно, мы считаем, применять в юношеском возрасте такой метод психологической поддержки, как тренинг - метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов/Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1997. – 704с.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] : учеб. пособие/И. В. Вачков. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.
3. Клочко, В. Е. Самореализация личности : системный взгляд [Текст]/ В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. - Томск: Изд-во Томского Университета, 2000. - 153с.
4. Морозова, Е. А. Психологические механизмы становления зрелости личности у подрастающего поколения средствами образовательной среды [Электронный ресурс]//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» – 2011. - №3. – С. 11 – 19.
5. Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
6. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1
7. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с.
8. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений/Л. Д. Столяренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. – 448с.
9. Этический кодекс Российского Психологического Общества от 20 июня 2003г.