Борисевич Варвара
Доклад «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется образовательной Организацией через урочную и внеурочную деятельность.
Публикация «Доклад „Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
2 слайд. Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, организации их свободного времени.
3 слайд. Целью внеурочной деятельности является - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
4 слайд. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
5 слайд. Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать определенные условия :
• родительский запрос;
• наличие учебно-материальной базы;
• наличие подготовленных кадров;
• соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;
• ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании»
6 слайд. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.
7 СЛАЙД. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п, туристические походы и т. д. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
8 слайд. В зависимости от возможностей общеобразовательной организации, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
• непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;
• совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;
• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации (комбинированная схема).
9 слайд. Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения,
- дополнительные образовательные программы учреждения;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- воспитательная программа классного руководителя.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др., так же и медицинские работники.
10 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 1) определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
• духовно-нравственное;
• социальное;
• коррекционно-развивающее;
• общекультурное;
• спортивно-оздоровительное.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки программ внеурочной деятельности. В связи с тем, что внеурочная деятельность реализуется первый год, мы остановились на приоритетных направлениях с учетом реальных условий, осо-бенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных предста-вителей).
11 слайд. Программы внеурочной деятельности по АООП 1 вариант :
«Я познаю мир» - программа направлена на расширение знаний учащихся об окружающем мире, расширение словарного запаса и обогащение словаря. В классе есть дети, которые не посещали дошкольные учреждения и воспитывались в семье, также есть дети, в семьях которых разговаривают на двух языках. Программа помогает учащимся больше узнать о явлениях окружающей действительности, о правилах поведения в общественных местах, о животных и растениях. Занятия по внеурочной деятельности проходят в виде игр, тематических бесед, творческой деятельности.
«Математические ступеньки» - программа направлена на закрепление и расширение знаний, полученных на уроках математики, т. к. с момента вступления ФГОС снижено количество часов по этому предмету с 5 до 3 часов в неделю. Занятия проходят в игровой форме, используется большое количество наглядных материалов, интересных заданий на развитие логического мышления.
12 слайд. Также для учащихся 1 а класса разработана программа воспитательной деятельности, которая реализуется классным руководителем и способствует достижению поставленных целей и задач. Класс активно принимает участие в общешкольных спортивно-оздоровительных и праздничных мероприятиях.
13 слайд. В классе проводятся тематические беседы о вежливости, о правилах хорошего тона и поведения в общественных местах. Викторины и классные часы по сказкам и рассказам.
14 слайд. Дети с удовольствием посещают занятия по декоративно-прикладному искусству и принимают участие в конкурсах.
15 слайд. Также для учащихся 1 класса организована динамическая пауза на свежем воздухе.
16 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 2) определено, что внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям развития личности:
• социально-эмоциональное;
• спортивно-оздоровительное;
• творческое;
• нравственное;
• познавательное;
• общекультурное.
17 слайд. Приоритетными направлениями реализации внеурочной деятельности обучающихся по АООП 2 вариант выбраны: творческое – «Цветной мир». Программа направления на эмоциональное и эстетическое развитие учащихся с помощью знакомства с цветом и формой. Во время этих занятий дети знакомятся с различными простейшими техниками рисования, с основными цветами и формами, рисуют элементарные явления и предметы (травку, фрукты и овощи, разноцветные шары)
19 слайд. социально-эмоциональное – «Посмотрите, это я» – программа направлена на формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Учащиеся знакомятся с основными правилами поведения и общения в классе, через ролевые игры, беседы, викторины Задачи данного курса:
• обучение навыкам общения и сотрудничества;
• формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
• развитие коммуникативных умений в процессе общения;
• введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
20 слайд. познавательно – общекультурное – «Я говорю». Программа направлена на достижение следующих целей:
• максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
• формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);
• развитие способности к коллективной деятельности;
• формирование интереса к уроку.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в школе»)
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.
21 слайд. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с детьми.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.