Татьяна Алехина
Психологическая готовность детей к обучению в школе. Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"
Аспекты, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе : физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Оценка физической готовности детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, таких как рост, вес, объем грудной клетки, и их соответствие возрастным нормам. Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.
Публикация «Психологическая готовность детей к обучению в школе, Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания у детей» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития (ШРР, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого аспекта определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения. Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения: мотивы, связанные с потребностью в общении;
Мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника». Личностная готовность проявляется также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Подготовка ребенка к школе в рамках этого аспекта должна включать в себя формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
По представлениям Е. И. Рогова (Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1998, такими важнейшими психическими процессами являются :
Достаточная диференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация.
Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической памяти.
Достаточное развитие мелкой моторики рук.
Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
Начальное овладение символическими операциями.
Зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность прилагать усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Поступление в школу сопряжено с огромными нагрузками на детский организм. Первая четверть учебного года самая тяжелая в связи с процессом адаптации ребенка к условиям школьной жизни. И если вместе с этими нагрузками ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, повышенными требованиями взрослых к ребенку как к ученику, то процесс адаптации ребенка в школе значительно осложняется.
Примерные упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка:
- Поиграем с руками друг друга (в парах «родитель-ребенок») : руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.
- «Психологическая игра для всей семьи» (методика немецкого психолога Г. Хорна адаптирована в России Е. В. Трофимовой) по типу лото с карточками, которые читаются детям взрослыми; ребенку предлагается решить, подходит эта фраза ему или нет, если да, ребенок оставляет карточку у себя. Примеры фраз:
«Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали».
«Мне легко познакомиться и завести разговор с незнакомым мальчиком или девочкой».
«Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком»
«Есть более старшие дети, которых я боюсь».
«Я не люблю чистить зубы».
«Я иногда ябедничаю на других детей» и т. д.
Примерные упражнения на проявление интеллектуальных умений и инициативы ребенка:
- «Найди игрушку по плану-схеме»; «Ответим друг за другом, в какое время года родился каждый из нас»; невербальные загадки с движениями: «Угадайте, в какое время суток это
бывает»; игра на умение устанавливать причинно-следственные связи «Закончи предложение»; игра на способность к саморегуляции внимания, памяти: «Да и нет не говорить» и др.
Примерные упражнения на проявление взрослыми и детьми игровой инициативы, на стимуляцию моторного и эмоционального самовыражения: соприкоснитесь спинами, коленками, носами, плечами (выполняется в парах); исполнение простых танцевальных движений под музыку в парах, в круге, в шеренге.
Рисуночный тест.
В силу возрастных особенностей дошкольники обладают еще недостаточно развитой способностью к вербализации своих переживаний. Поэтому наиболее адекватным средством диагностики отношений ребенка его восприятия, переживания по поводу обучения в школе является рисунок. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно сказать словом.
Обратите внимание на цвета, представлен ли учитель, насколько его фигура отдалена от ребенка, что значит фигура учителя для вашего сына или дочери, один (одна) или с кем он (она) видит себя.
Что вам известно о переживаниях своего ребенка по поводу приближения обучения в школе? .
Предложить рисунки детей : «Каким я вижу себя в школе?».
Обмен мнениями, комментариями.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания у детей.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
* Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр:
* Часто менять формы деятельности.
* Использовать на занятиях элементы игры.
* Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
* Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
* Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
* Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
* Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
* Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
* Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
* Игры-головоломки.
* Загадки.
* «Найди отличия».
* «Найди два одинаковых предмета».
* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Игры, направленные на развитие воображения
Их можно разделить на три группы: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (что произойдет, если воспитательница припрыгает в группу на одной ножке, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение детьми по-разному, «как можно интереснее» того или иного живого существа или неживого предмета, т. е. несколько пересекаются с ролевыми методами.
«Вырезание
«Уменьши, увеличь».
«Графический диктант»
«Школа — это трудный и радостный путь к знаниям»
Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности детей поступающих в школу. Содержание этого аспекта определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения. Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
мотивы, связанные с потребностью в общении;
мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника». Личностная готовность проявляется также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Подготовка ребенка к школе в рамках этого аспекта должна включать в себя формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.