Приложение МААМ

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации

ксения мартынова
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Социальная стратегия нашего государства предполагает включение гендерного компонента в политику, экономику, культуру, образование, т. е. во все социальные области.

Гендерная педагогика, гендерный подход в образовании относятся к одним из наименее разработанных проблем в отечественных исследованиях.

Публикация «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации» размещена в разделах

Анализ лицензированных программ свидетельствует о том, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается, что приводит к искажению характера, в котором отсутствуют специфические мужские и женские черты. Очень важно понять суть гендерного подхода и провести дифференциацию с полоролевым подходом в образовании.

Зачем природе мужское и женское?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян.

Слайд №1

Он говорит о том, что женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.

Поэтому природа "бережет" женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все "новинки" эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

Педагогические наблюдения и исследования ученых за детьми дошкольного возраста показали, что развитие детей происходит по — разному. Ориентироваться лишь на то, к какому полу принадлежит ребенок нельзя, так как видны различия в его социальном статусе и положении в общества и поэтому ввели междисциплинарный термин «Гендер».

Слайд № 2:

Пол – это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками, заданными от природы.

Гендер – обозначает «социальный пол», т. е. социальный статус и социально – психологические характеристики личности, зависящие не от биологических различий, а от социальной организации общества.

Суть гендерной социализации – постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т. е. тех норм, стандартов, моделей поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе, а также их реализация на практике.

По имеющимся в отечественной психологии данным, уже в старшем дошкольном возрасте наблюдается ярко выраженная ориентация детей на усвоенные ими гендерные нормы.

Процесс гендерной социализации начинается с рождения ребенка. Родители и другие взрослые по-разному относятся к мальчикам и девочкам, предъявляя к ним разные требования и ожидания, ориентируя на разные виды деятельности и развитие разных личностных качеств. Например, игрушки мальчиков – солдатики, конструкторы, технические и механические игрушки, строительный материал, военные и спортивные игры- в большей степени стимулируют развитие независимости, выносливости, выдержки, самообладания, избирательности и исследовательского подхода к решению задач, зрительно-пространственной координации комбинаторных способностей и познавательной активности. Напротив девочек больше опекают, призывают их быть осторожными, привлекают к заботе о других людях, что находит отражение в их играх и игрушках (мягкие игрушки, куклы, домашняя утварь, игры в дочки-матери, магазин, что способствует развитию у них сочувствия, аккуратности, развитию вербального и невербального общения.

Исследования психофизиологов в этой области (И. С. Кон, В. А. Геодакян, Б. И. Додонова и др.) позволили установить, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Полученные данные свидетельствуют о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К 6 годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий. Девочки до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, т. е диффузность функционирования полушарий. Так, например, если у девочек вербальные и пространственные способности примерно в равной степени представлены как в левом, так и в правом полушарии, то у мальчиков – вербальные связаны с работой левого, а пространственные с работой правого полушария головного мозга.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать гендерные различия детей дошкольного возраста.

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница ("усатый нянь" - это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте представим себе рисунки детей, т. к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему "космос". Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт - лицом, и на лице и глазки с ресничками, и щечки, и губки - все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты., их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Т. е можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие начинает лидировать. Мужчины обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины.

Гендерные различия в интеллектуальной сфере.

У МАЛЬЧИКОВ:

- До 8 лет острота слуха выше, чем у девочек, поэтому мальчики быстрее и лучше ориентируются в заданиях на определение звуков и редко ошибаются в нахождении звучащих предметов.

- Нестандартно, интересно мыслят. Любят фантазировать, придумывать интересные истории, выдавая их за действительность.

- Мало рассказывают о себе, своей семье, они не многословны и поэтому их внутренний мир закрыт.

- Очень любят поисковые задания: по карте, схеме, рисунку. Постоянно самостоятельно чертят свои карты, рассматривают атласы, ищут города, страны, моря. Хорошо ориентируются в пространстве.

- Задают много вопросов, чтобы получить необходимую информацию на интересующую их тему.

- Они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу.

- Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то осваивают вертикальную плоскость – лазают на шкаф, по лестницам.

- Речь менее связная. Хорошо передают последовательность событий, используют глаголы, слова, обозначающие действия.

- Любят экспериментировать со словом.

У ДЕВОЧЕК:

- Более чувствительны к шуму;

- Выше кожная чувствительность в 1-2 классах, т. е их более раздражает телесный дискомфорт, они более чувствительны к прикосновению, поглаживанию.

- Игры чаще опираются на ближнее зрение. Они раскладывают перед собой куклы, тряпочки и грают в ограниченном пространстве.

- Речь более сформирована. Используют в речи имена существительные, имена прилагательные, обращения, утверждения.

- Речь более связная. Склонны к ответам заученными фразами.

-Девочки любят общаться со взрослыми, задают вопросы ради общения

(А Вы к нам еще придете).

- Ответив на вопрос, ждут похвалы и эмоциональной поддержки.

Возможности в усвоении знаний:

У ДЕВОЧЕК:

- усвоение нового материала идет намного быстрее, чем у мальчиков;

- при знакомстве с алгоритмами и правилами не возникает проблем (легче справляются с алгеброй, чем с геометрией);

- показывают хорошие знания в заданиях на повторение изученного материала;

- при обучении нужна последовательность: в начале дается простой материал, а затем идет переход к более сложному;

- полученные знания анализируются с помощью левого полушария мозга;

- после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются на девочек.

У МАЛЬЧИКОВ:

- в занятие врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель снимает нагрузку. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

- затруднение вызывают многоэтапные поручения взрослых, требующие концентрации внимания и выполнение сложных заданий;

-важным для мальчиков является понять, что требуется выполнить в задании, его смысл;

- при выполнении заданий на сообразительность опережают девочек;

- быстро утомляются от однообразной учебной деятельности;

Дошкольный возраст - это период, когда закладывается основа для развития познавательных способностей детей. Умение думать, размышлять, делать выводы, оценивать свои поступки, знания – все это не пройдет даром, а закрепится и останется с ребенком на всю жизнь.

Советы воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Советы воспитателям при подготовке к НОД :

• Обучение новому материалу требует концентрации внимания и сообразительности, по этому желательно при рассаживании детей придерживаться следующих правил: слабых садить с более сильными; мальчиков с девочками. Таким образом, дети будут стараться не отставать друг от друга и помогать выйти из затруднительной ситуации своему соседу.

• Использование разминок на сообразительность помогает собрать внимание, нацелить на выполнение дальнейшей учебной деятельности. Например: чего бывает семь? (цвета радуги, названия нот, дни недели, семь материков).

• Что бы сконцентрировать внимание мальчиков, объяснение последовательности выполнения должно быть кратким, доступным для понимания, интересным.

• Предлагать детям найти самостоятельно выход из затруднительной ситуации, опираясь на их жизненный опыт.

• Использование наглядности помогает держать внимание детей, развивает желание показать свои знания в познании окружающего мира, умении поделиться наблюдениями из жизни.

• Мальчики любят соревноваться друг с другом, поэтому этот прием нужно включать при проведении НОД.

• Девочки с большим желанием будут оказывать помощь нуждающимся выйти из затруднительной ситуации.

Если посмотреть на девочек и мальчиков, то мы увидим существенную разницу в физическом развитии и увлечениях и интересах детей.

Мальчики сильнее девочек, любят подвижные шумные игры, чаще нарушают дисциплину, менее усидчивы и терпеливы.

НОД по физической культуре так же может быть построена с учетом гендерных особенностей детей.

Следует помнить, что мальчики сильнее и значит нужно увеличить нагрузку для них в некоторых видах общеразвивающих упражнений.

Для девочек включить упражнения на гибкость, пластичность, выразительность.

При проведении основных движений можно разделить детей на подгруппы: мальчики- девочки, и заниматься упражнениями в зависимости от физических возможностей детей.

Особенности эмоционального развития.

МАЛЬЧИКИ:

- более рациональны, менее импульсивны;

- их труднее растрогать, рассмешить или заставить плакать;

- более независимы от родителей и самостоятельны в поведении.

- кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор;

- агрессивность выше;

- не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, отключает слуховое восприятие, информация до него не доходит.

Хотите добиться воспитательного эффекта, ограничьте длину нотации, но делайте ее емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните ситуацию коротко и конкретно.

ДЕВОЧКИ:

- в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовиться к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие.

- эмоциональны, импульсивны, болезненно переживают допущенные нарушения норм, принятых в их социальной группе;

--легко расстраиваются, зависят от настроения;

-более самолюбивы и обидчивы;

- на тон замечания реагируют острее, чем на содержание.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола.

У МАЛЬЧИКОВ: больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями).

У ДЕВОЧЕК: правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

Изобразительная деятельность – это то, чем любит заниматься каждый ребенок, не зависимо от пола, к которому он принадлежит.

Какие проблемы испытывают дети в изобразительной деятельности:

1. У мальчиков возникают трудности в прорисовывании движений человека.

Как помочь:

- предложить с помощью палочек выложить человека и зарисовать силуэт;

- ребенок рисует простым карандашом, а воспитатель с помощью словесных указаний руководит действиями ребенка ( например: ведешь линию вниз, затем вправо, и снова вниз).

2. Мальчики затрудняются в умении прорисовывать тонкие линии.

Как помочь:

- в процессе рисования постоянно обращать внимание на положение кисточки в руке у ребенка (кончик кисточки смотрит в потолок);

- прорисовывать изображения точно по нарисованному контуру.

3. Уступают девочкам в восприятии цветов, в различении их оттенков. Большинство мальчиков рисует темными красками.

Как помочь:

- заранее обсудить подбор цвета;

- показать заранее заготовленные изображения.

4. В рисунках у девочек сюжет очень развернут, много персонажей и мелких деталей.

Как помочь:

- предложить дорисовать рисунок в свободное время.

5. рисунки мальчиков малопредметны, нет развития сюжета.

Как помочь:

-садить детей парами: мальчик- девочка, чтобы мальчик видел, как рисует девочка, и дополнял свой рисунок необходимыми изображениями;

- предложить алгоритм – схему, где есть элементы прорисовки нужных деталей изображения.

Из всего сказанного хочется сделать вывод:

Работая с детьми подготовительной группы нужно знать, как строить воспитательно-образовательную работу с мальчиками и девочками. Помнить о проблемах, которые могут возникать из-за половой идентификации. Четко представлять и использовать в работе приемы и методы, которые помогут мальчикам и девочкам преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в школе.

Итак, при подготовке к школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы с учетом гендерного подхода.

• Во-первых, следует опираться на творческий характер игровых заданий, на визуально-пространственные способности. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики рук. Мальчикам включать задания на развитие кратковременной памяти. В работе с ними делать упор на развитие речи и понятийного мышления, способности понимать и учитывать мнения и взгляды других людей.

В работе с девочками следует обратить внимание на развитие у них творческого мышления, поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности, стимулировать воображение, пространственные способности, совершенствовать умения воспринимать не только речевую, но и знаковую информацию.

• В плане мотивационной готовности у девочек важно поддерживать любознательность, создавать условия для проявления поисковой и исследовательской активности, т. е. особое внимание уделять развитию познавательной мотивации, в то время как в отношении мальчиков нужно стараться ориентировать их на выполнение социально-значимых обязанностей, т. е способствовать становлению социальных мотивов учения.

• Что касается эмоционально-волевой готовности, то, поскольку произвольность поведения девочек старшего дошкольного возраста обычно сформирована лучше, чем у их сверстников-мальчиков, именно мальчиков следует прежде всего учить внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, ориентироваться на заданную систему требований, сознательно подчинять свои действия предложенному правилу и работать по заданному образцу, воспитывать желание выполнять до конца. Кроме того, важно развивать их способности анализировать собственные чувства и разбираться в чувствах других людей. Девочек желательно учить контролировать свои эмоции, формировать у них самообладание.

• В работе с мальчиками желательно использовать групповые формы работы с элементами соревновательности, с девочками их надо использовать осторожно, т. к. акцент на соревновательность может вызвать у них повышенную тревожность. В работе с ними лучше использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь.

• В плане коммуникативной готовности к обучению в школе следует создавать специальные условия для возникновения внеситуативно-личностной формы общения у мальчиков, в частности стимулировать их интерес к личности взрослого человека как субъекта общения. Вместе с тем мальчиков важно учить конструктивно, сотрудничать со сверстниками, уступать, прислушиваться к мнению товарища, согласуя с ним свои действия. У девочек необходимо развивать готовность к конкурентному взаимодействию со сверстниками своего и другого пола, умения открыто заявлять и отстаивать в общении со взрослыми и ровесниками свою позицию.

Таким образом, изложенные выше рекомендации свидетельствуют о необходимости дифференцированного по половому признаку подхода к подготовке старших дошкольников к обучению в школе с учетом проявляющихся к этому возрасту психологических особенностей как следствия ориентированной на традиционные гендерные стереотипы социализации.

Список литературы:

1. Еремеевва В. Д. Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира» М. 1998г.

2. Шелухина И. П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста»М. Т. Ц. Сфера 2006г.

3. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии» М. Т. Ц. Сфера 2001г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание №1» 2013 год.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет)Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет) Очень важно понимать готов ли ребенок старшего дошкольного возраста к школьному обучению, и какими качествами необходимо обладать будущему.

Просветительское занятие для педагогов «Психологическая готовность ребёнка к школе» Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Мы перешли на воспитание и обучение ребёнка по новому.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Родительское собрание Подготовила практический психолог: Щербань Н. А. «специалист.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации
Опубликовано: 18 октября 2016 в 19:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации» (включая файлы) размещена пользователем ксения мартынова (УИ 129778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД