Вера Демидова
Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с понятием психологической готовности детей к обучению в школе.
Материалы: бланки анкет на каждого родителя, ручки.
План выступления :
1 Составляющие психологической готовности
Публикация «Выступление на родительском собрании „Психологическая готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Правила подготовки к обучению в школе
3. Анкета для родителей.
1. Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хотела бы рассказать Вам о том как подготовить ребенка к обучению в школе и снизить стресс сопутствующий этому.
Рисунок 1. Составляющие психологической готовности к школе.
1. Интеллектуальная готовность одна из важных составляющих психологической готовности. Безусловно, умение считать, читать пригодится будущему ученику в школе. Но порой в погоне за выработкой определенных навыков у ребенка родители не учитывают, насколько у ребенка сформирована сама потребность узнавать что-то новое, умение определенное время удерживать внимание на конкретной деятельности, насколько развита память (как слуховая, так и зрительная, на какой вид памяти делать акцент для успешной учебы, и, конечно же, важный компонент интеллектуальной готовности – это мышление, которое также можно развивать во время игровой деятельности. Сюда же относится и развитие зрительно-моторной координации, фонематический анализ, умение классифицировать, развитие связанной речи.
2. Следующий компонент, который я предлагаю рассмотреть – это мотивационная готовность. Т. е. зачем ребенок идет и хочет идти в школу. Попробуйте спросить своего ребенка, хочет ли он иди в школу и если да то зачем, что он там будет делать. Для детей с недостаточно сформированной мотивацией характерны ответы которые говорят об игровых или внешних мотивах. В таком случае, возможно, стоит подумать о том, что бы отложить поступление в школу на годик. Дети,котрые говорят об отметках или о том что они как взрослые больше предыдущих готовы к школе. Оптимальный вариант – если ребенок идет в школу за новыми знаниями или с расчетом на бедующую профессию.
3. Еще одна важная составляющая – это социально-психологическая готовность. Здесь мы говорим о том, насколько ребенок социализирован, умеет ли он общаться со сверстниками, взрослыми, как он это делает?
Это стресс не только для ребенка, но и для родителей, т. к. внесение изменений в привычный образ жизни – это всегда стресс, каким бы приятным он не был. И как быстро Вы и Ваш ребенок преодолеет его зависит от подготовленности к нему. А что больше всего вызывает страх и тревожность?. (ответы родителей). Конечно же неизвестность, неопределенность. Поэтому лучшая профилактика стресса – это внесение ясности во все аспекты будущего обучения в школе. К тому же, если учитывать, что эмоциональное состояние родителей передается детям. Как мы можем помочь себе и детям?
2. Давайте вместе попробуем определить правила подготовки к обучению в школе, (ответы родителей)
1. Создавать положительный образ школы
2. Учить ребенка дружелюбному отношению к другим детям
3. Развивать умение подчинятся общим правилам.
4. Развивать учебные навыки….
5. Ваши рассказы об учёбе должны быть реалистичные и оптимистичные. Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что всё будет прекрасно и радостно. Готовьте малыша к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте его, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы.
6. Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты – словом все свидетельства ваших учебных будней, которые сможете найти. Такая деятельность, сопровождённая комментариями, замечаниями, шутками, если хотите, не только расширит представления будущего первоклассника, но и сделает мир школьника и жизнь родителей более понятной, сблизит вас с вашим малышом.
7. Если есть такая возможность, организуйте и проведите экскурсию по школе, в которую в скором времени поступит ваш сын или дочь. Расскажите и покажите, где находится будущий класс ребёнка, столовая, туалет, спортивный зал. Такое знакомство поможет нейтрализовать возможное чувство страха, неуверенности перед неизвестным местом, а также сформирует у малыша чувство сопричастности, возможно, гордости за свою школу.
Ваши предложения…
Напоследок хотелось бы сказать о том, что каждый ребенок уникален, и никто не знает его лучше, чем вы. И только Вы можете помочь Вашему ребенку правильно подготовиться к школе. А мы поможем в этом Вам.
3. Анкета «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребёнок редко ходит в детский сад и очень тяжело расстаётся с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
15. Мой ребё нок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 2 3 4 5
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Всего:
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября, - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребёнка;
5 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику, мышление;
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей.
5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.