светлана матвиенко
Психологическая диагностика 5 классы.
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика 5 классы Ф. И___ Класс___ Дата___
Проба на внимание.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые, исправь их карандашом или ручкой».
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Публикация «Психологическая диагностика 5 классы,» размещена в разделах
- Диагностика
- Психология подростка
- Психология школьников
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
№ а б в
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Анкета Лускановой.
3. Общая Самооценка ЛИЧНОСТИ (опросник Г. НКазанцевой)
Инструкция. Вам будут зачитаны суждения. В бланках, напротив номера суждения, нужно записать один из трё х вариантов ответов: «да» (+, «нет» (-). «не знаю», выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь!
1
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
,
2
Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3
Большинство ребят считаются с моим мнением.
4
Часто я не уверен в себе, в своих действиях.
5
Я имею примерно такие же способности, как и большинство ребят.
6
Временами я чувствую себя никому не нужным.
7
Любое дело я делаю хорошо.
8
Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9
В любом деле я считаю себя правым.
10
Я делаю много такого, о чём впоследствии жалею.
11
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это собственное поражение.
12
Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14
Всегда находятся какие-то непреодолимые препятствия, которые мешают мне успешно выполнять ответственные поручения.
15
Я редко жалею о том, что уже сделал.
16
Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17
Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18
Мне кажется, что я учусь гораздо хуже, чем остальные.
19
Мне чаще везёт, чем не везёт.
20
В жизни я всегда чего-то боюсь.
2. Диагностика мыслительной деятельности.
1 субтест Общая осведомленность
Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?
1. Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.
2. Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.
4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.
5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.
6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.
7. Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.
8. Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.
9. Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.
10. Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.
2 субтест Классификация, способность к обобщению
Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.
1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
2. После, раньше, иногда, сверху, позже.
3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.
7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
9. Секунда, час, год, неделя, вечер.
10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
3 субтест Умозаключение по аналогии
Инструкция: Инструкция. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. (подумай, чем они связаны).Между третьим и одним из предложенных в скобках слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово.
1. Пароход — пристань =поезд -. {депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)
2. Нога - костыль = глаза -. {зрение, очки, слезы, веки, ресницы)
3. Музыка - оркестр = пение -. (хор, солист, сцена, певец, концерт)
4. Болезнь - лечение = поломка. {мастер, ремонт, деталь, смазка, машина)
5. Числительное — количество = глагол —. (действие, причастие, часть речи, спрягать, идти)
6. Север - юг = осадки. (пустыня, полюс, дождь, засуха, климат)
7. Бежать - стоять = кричать -. (молчать, шептать, шуметь, звать, говорить)
8. Число - цифры = слово -. (фраза, буквы, читатель, рассказ, книга)
9. Высокий - широкий = низкий -. (маленький, легкий, узкий, тонкий)
10. Песня - глухой = картина -. (художник, рисунок, слепой, большой, хромой)
4 субтест Обобщение
Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.
1. Любовь, ненависть
2. Герб, флаг.
3. Барометр, термометр.
4. Крокодил, черепаха.
5. Землетрясение, смерч.
6. Рим, Вашингтон.
7. Умножение, вычитание.
8. Повесть, рассказ.
9. Африка, Антарктида.
10. День, ночь.
Обработка
1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.
2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.
3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».
4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.
В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).
ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.
Интерпретация:
Предполагается 4 уровня успешности:
Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)
Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)
Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)
Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)
Варианты ответов для 4 субтеста
1 балл (первая попытка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Чувства Символы, геральдика Измерительные приборы (измерители) Пресмыкающиеся (рептилии) Природные явления, стихия Столицы математические
действия Проза, прозаические произведения Материки (континенты) – части света Время суток, сутки
0,5 балла (вторая попытка)
– Знаки Приборы Земноводные, водоплавающие
Природа, бедствие Города Математика, действия Литература, литературный жанр, произведения – –
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой
Цель: изучение мотивационной сферы
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
1. Как ты чувствуешь себя в школе? а) мне в школе нравится;
б) мне в школе не очень нравится;
в) мне в школе не нравится
2. С каким настроением ты идешь утром в школу? а) с хорошим настроением;
б) бывает по-разному;
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? а) пошел бы в школу;
б) не знаю;
в) остался бы дома
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? а) мне не нравится, когда отменяют уроки;
б) Бывает по-разному;
в) мне нравится, когда отменяют уроки
5. Как ты относишься к домашним заданиям? а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;
б) не знаю, затрудняюсь ответить;
в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? а) нет, не хотел бы;
б) не знаю;
в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? а) рассказываю часто;
б) рассказываю редко;
в) вообще не рассказываю
8. Как ты относишься к своему классному руководителю? а) мне нравится наш классный руководитель;
б) не знаю, затрудняюсь ответить;
в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе? а) у меня много друзей;
б) у меня мало друзей;
в) у меня нет друзей в классе
10 Как ты относишься к своим одноклассникам? а) мне нравятся мои одноклассники;
б) мне не очень нравятся мои одноклассники;
в) мне не нравятся мои одноклассники
Бланк ответов анкеты мотивации
1. а. б. в. 2. а. б. в. 3. а. б. в. 4. а. б. в. 5. а. б. в.
6. а. б. в. 7. а. б. в. 8. а. б. в. 9. а. б. в. 10. а. б. в.
Обработка результатов
I. Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
2-й уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т. е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+, «нет» (-, «не знаю», выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают
различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от –3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд
Проба на внимание «Исправь ошибки»
(Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л.)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.
Возраст: 75 класс
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст.
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание
на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п. Уровни сформированности внимания:
0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
3—4 — средний уровень внимания.
Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.
Ключ. 1 предложение: горые, 2 – зимой расцвели, 3 – нет ошибки, 4 – внизу над ними, 5 – киваю рукой, 6 – тряталось, 7- шипучи, 8 – настоле, 9- отсутствует сказуемое, 10 – отсутствует сказуемое. Всего 10 ошибок.
Аналитическая справка
по результатам диагностического обследования
психологической адаптации обучающихся 5-х классов.
Цель и задачи обследования:
- Оценка уровня адаптации пятиклассника к условиям обучения в средней школе;
- Профилактика риска возникновения у ребенка школьной дезадаптации и
- трудностей обучения;
- Выработка рекомендаций по преодолению выявленного психологического
- неблагополучия.
В диагностическом обследовании принимали участие 18 учеников 5А класса и 15 школьников 5Б класса.
Проведено:
Изучение уровня развития памяти, внимания, мышления (субтесты).
Выявление уровней учебно-познавательной мотивации.
В ходе диагностики установлено, что уровень интеллектуального развития примерно у 21 % обучающихся 5-х классов, в целом, соответствует образовательно-возрастной норме. Выявлен достаточный уровень активности, работоспособности.
5-А класс : высокий уровень выполнения заданий – 7 чел. 39%, выше среднего – 2 чел. 11%, средний уровень – 3 чел. 17%, низкий уровень – 6 чел. 33%.
5-Б класс – высокий уровень – 0, выше среднего –0 чел., средний уровень –4 чел. 27%, низкий уровень – 11 чел. 73%).
В ходе выполнения заданий ученики 5А класса самостоятельно справились с работой, прочитав инструкцию, в целом уложились в отведенное время, тогда как учащиеся 5Б класса затруднялись в выполнении отдельных заданий, уточняли инструкцию, многие дети отдельные задания не выполнили.
Обучающиеся с низкими показателями (5-А – 33% детей, 5-Б – 73%) не способны адекватно реагировать на систему требований (правил, у них низкая скорость протекания мыслительных процессов, что вызывает трудности в овладении понятиями и умственными действиями; недостаточно развито умение анализировать условия задания. У этой группы детей наблюдается ригидность, стереотипность подходов к решению заданий, недостаточное владение умственными операциями по установлению некоторых логико-функциональных отношений между понятиями. Этих обучающихся (условно-«группа риска») необходимо взять под особый контроль, так как все эти трудности могут стать серьезной причиной заметного отставания их в учебе.
Дальнейшая образовательная деятельность будет успешной, если школьникам будет оказана необходимая психолого-педагогическая помощь.
С целью изучения эмоционального состояния учащихся, учебно-познавательной мотивации ученикам была предложена анкета. По результатам анкетирования обучающихся были получены следующие результаты.
5а класс. В школу с радостью идут 22% обучающихся, когда как – 50%, неохотно – 23%. Комфортно чувствуют себя в классе 61% учеников, не очень хорошо – 22%, некомфортно – 17% школьников. Интересно на уроках 22% ребят, смотря на каком уроке – ответили 78% опрошенных. Тревожность перед учителями испытывают 33% учеников, перед оценкой – 44%, остальные ребята никакой тревоги не испытывают. На вопрос: «С какими трудностями вы столкнулись в 5 классе» многие ребята (67%) назвали такие как «много учителей», «много кабинетов», большой объем домашних заданий». Но 33% опрошенных никаких трудностей не отметили. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
5Б класс.
В школу с радостью идут 60% опрошенных, 27% - «когда как», и лишь 13% ребят идут в школу неохотно. %. Комфортно чувствуют себя в классе 80% учеников, не очень хорошо – 20% учеников. Интерес к урокам в 5 классе выразили 73% детей, 27% ответили, что «смотря какой урок».
Тревожность перед учителями испытывают только 13% учеников, остальные ребята- перед оценкой (87%).
Встретились с трудностями в 5 классе 60% обучающихся, остальные никаких трудностей не испытывают.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть обучающихся 5-х классов имеет хороший уровень адаптации к школе.
Однако есть и такие ученики, которые посещаю школу неохотно, чувствуют некоторый дискомфорт в классе. На уроках они часто занимаются посторонними делами, испытывают затруднения в учебной деятельности, т. е. находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Возможными причинами дезаптации учеников можно считать следующие:
- Физиологические изменения.
- Неуверенность в себе.
- Низкий уровень способностей.
- Отсутствие интереса к учебе.
Рекомендации:
Учителям-предметникам:
1. Учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень их познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
2. Использовать активные методы работы на уроке, учитывая принципы рационального построения урока.
3. Проводить физ. минутки или минутки отдыха, корректировать осанку школьников во время урока, напоминать правила хорошей осанки.
4. Обратить внимание на педагогическую оценку (познакомить с содержанием каждой оценки) и самооценку, как анализ своей работы.
5. Учитывать индивидуальные особенности детей.
6. На уроке использовать задания на развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления, воображения.
Классному руководителю :
1. Создавать благоприятный микроклимат в классе, способствуя комфортности обучения, снятию излишней тревожности.
2. При возникновении проблем в классе провести тренинги на сплочение
классного коллектива.
3. Провести родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».
Родителям:
1. Беседовать с детьми о школьной жизни.
2. Контролировать выполнение домашних заданий.
3. Родителям и классным руководителям способствовать организации свободного времени детей через занятии в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
Педагогу-психологу :
1. Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
2. Провести углубленное обследование обучающихся, показавших низкий уровень выполнения тестовых заданий.
3. Разработать программу адаптационных занятий в 5 классе.
Педагог-психолог : Матвиенко С. И.