Анна Банникова
Диагностика ребенка.
▼ Скачать +Заказ
Моторные асимметрии.
Функциональная асимметрия рук.
Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование.
Результат: Во время выполнения задания «переплетение пальцев» сверху оказался большой палец левой руки. В позе «Наполеона» – правая рука сверху. При «аплодировании»– сверху левая рука.
Вывод: ведущая рука у ребёнка – левая.
Функциональная асимметрия ног и тела.
1. «Попрыгай на одной ноге?».
2. «Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?».
3. «Повертись, покрутись несколько раз».
Публикация «Диагностика ребенка,» размещена в разделах
Результат: При выполнении заданий, ребёнок прыгал на левой ноге, забивал гол правой ногой, крутился вокруг себя в левую сторону.
Вывод. Можно сказать, что ведущая нога у ребёнка – левая, доминирующая сторона тела – левая.
Функциональная слухоречевая асимметрия.
«Послушай, идут ли мои часы?».
Результат: Во время выполнения задания ребёнок наклонился слушать правым ухом. Следовательно, ведущее ухо – правое.
Функциональная зрительная асимметрия.
«Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)»
Результат: во время выполнения задания ребёнок смотрел в калейдоскоп левым глазом. Следовательно, ведущий глаз – левый.
Двигательные функции.
Кинестетический праксис.
а) Праксис поз по зрительному образцу «Делай, как я».
б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И. : «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребёнка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте а.
Результат: Во время выполнения задания ребёнок постоянно путался в пальцах. Выполняя задания левой рукой, ребенок меньше допускал ошибок, чаще путался правой рукой. С закрытыми глазами путался в позах, а после двух неудачных попыток вовсе прекратил выполнение задания.
Кинестетический (динамический) праксис.
1. «Кулак-ребро-ладонь». Выполняется последовательный ряд движений меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения.
Результат: Во время выполнения задания ребёнок путал положения руки, выполнял задания не в правильной последовательности.
Графическая проба «Заборчик». «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
Результат: Ребенок выполнял задание не опираясь на образец, тем самым нарушал последовательность рисунка.
Пространственный праксис.
Проба Хэда. И. : «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».
Результат: Во время выполнения задания ребёнок показывал все правильно, долго не мог начать выполнение задания.
Тактильные и соматические функции.
Локализация прикосновения.
а) «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».
б) «Закрой глаза. Положи руки на (ладонями вниз)». Эксперимент проводится только с руками. Далее, как в пункте а.
Результат: Во время выполнения задания а ребёнок правильно показывал места прикосновения,
при выполнении задания б показывал места прикосновений правильно.
Зрительный гнозис.
1. Перечёркнутые изображения.
2. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
3. Незавершенные изображения.
Результат: выполнение данного задания перечёркнутые и наложенные фигуры вызвали большое затруднение у ребенка, ребёнок назвал не все изображения. Незавершённые изображения назвать затруднялся.
Пространственный гнозис.
Проба «Зеркальные буквы». «Покажи, какая из букв написана правильно».
Результат: во время выполнения задания ребёнок постоянно отвлекался, пытался уйти. Правильных ответов не было.
Самостоятельный рисунок.
Проба «Гомункулус»
По окончании раскрашивания ребё нку задаются вопросы: Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живёт? С кем живёт? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? Что в нём хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
Результат: ответы ребенка на вопросы.
1. Пришелец.
2. Просто пришелец.
3. Не знаю.
4. Лежит.
5. Ходит гулять.
6. Любит бегать и кататься с горки.
7. Нет.
8. В нашем городе.
9. С мамой и папой и Лизой.
10. Маму.
11. С друзьями.
12. Хорошее.
13. Чтобы ему купили щенячий патруль.
14. -
15. -.
16. –
17. -
Копирование.
Тесты Тейлора Рея-Остеррица. «Нарисуй эти фигурки».
Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.
Результат: во время выполнения задания ребёнку было сложно сосредоточиться и удерживать внимание.
Слуховой гнозис.
«Постучи, как я» Воспроизведение ритмов. Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам.
Результат: во время выполнения задания ребёнок не смог всё повторить правильно ни одной, ни другой рукой.
Память.
«Рассказ» («Галка и голуби»). «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее».
Результат: Во время выполнения задания ребенок не смог повторить рассказ. Использовал много не согласованных предложений, чаще односоставные и не согласованные.
Зрительная память.
Сюжетная картинка «Лето». «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать её». После чего эталон убирается и ребё нку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Указывая левый нижний угол, там нарисован пруд.) Что находится в пруду и рядом с ним? Какие ещё животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения 20 – 25 мин. «Нарисуй мне её; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».
Результат: во время выполнения задания ребёнок отвечал не на все вопросы правильно, отвлекался. Схематично не смог передать зображение.
Речевые функции.
1. Автоматизированная речь. Ребёнка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года; посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. д.
2. Фонематический слух. «Повторяй за мной б-п, д-т, з-с и т. д. ; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка – точка, бочка – почка, коза – коса; скороговорки»
3. Речевая артикуляция и кинетика. «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон – стол – стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом – том, кора – гора, меч – печь: половник – полковник, полковник – поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки)».
Результат:
1. Во время выполнения задания № 1 ребёнок не в правильном порядке назвал дни недели, времена года. Посчитал до 10 и обратно без ошибок, назвал имена мамы, папы, сестры, бабушек и дедушек.
2. В заданиях № 2 и 3 отмечается большое количество ошибок.
Интеллектуальные функции.
1. а) «4-й лишний» (предметный). «Какой из этих предметов лишний?» После того как ребёнок ответил правильно, вы спрашиваете: «Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?»
б) «4-й лишний» (вербальный). И. : та же, что и в пункте а, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.
2. Тест Кэттела. «Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата».
Результат: Во время выполнение задания ребёнок не смог все предметы, обобщающие слово не подобрал самостоятельно.
Возникли затруднения при «Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата».
Выводы по диагностике.
В ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом, а зачастую и с отвращением.
В обследовании он медлителен, монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Для данного ребенка характерно самостоятельное упрощение себе задания.
Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Снижена обобщающая функция речи, что наиболее ярко проявляется в интеллектуальных тестах. Речь носит преимущественно реактивную форму, она примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств. Включение в активную, развернутую речевую деятельность несколько затруднено.
В совокупности все эти факты позволяют сделать вывод, что основным радикалом в данном случае является недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности. И связана она, очевидно, со слабостью регулирующей функции речи. Речь ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она становится организатором и конструирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познавательных процессов при отсутствии саморегуляции и самоконтроля собственной речью не приводит к адекватной адаптации к новым социальным условиям.
Таким образом, учитывая данные, полученные в ходи обследования, мы можем судить о том, что у ребенка функциональная несформированность лобных отделов мозга.