Егор Жирков
Программа кружка «Национальная посуда» (для детей с 5 по 11 классы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева XVIII-XIX веков. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.
Темочки:
- Посуда. Все о посуде для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?
Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.
Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.
Цель:
• Приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций, традиционной культуры предков,
• Раскрыть и развить потенциальные творческие способности учащихся,
• Привить любовь к художественному труду, как большой радости человека,
• формировать знание, умение и навыки работы с деревом.
Задачи:
1. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
2. Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
3. Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
4. Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
5. Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.
На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.
В процессе решения творческих задач дети получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:
- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста. Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
Основное содержание программы складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
Программа рассчитана на учащихся 11-18 лет.
Срок реализации- 3 года обучения.
При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках технологии в школе.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с педагогом и самостоятельная работа вне школы.
В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.
Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.
Ожидаемый результат:
формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по изготовлению национальной посуды.
Условия реализации программы
Оборудование:
1. Кабинет отвечающий санитарно – гигиеническим требованиям.
2. Оптимальное освещение рабочего места.
3. Удобная мебель: высота стула соответствует высоте стола, верстаки.
Инструменты:
1. Станки: циркулярный станок, токарный станок по деревообработке, точильный станок, сверлильный станок, фрезерный станок.
2. Электролобзик.
3. Измерительные: линейка, шаблон, сантиметровка, угольник.
4. Режущие: резак, набор стамесок, нож, ножовка.
Дидактический материал: плакаты, набор эскизов, образцы работ народных мастеров, журналы, книги по деревообработке.
Перечень знаний и умений учащихся.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
• Нормы и правила по ОТ и требования безопасности труда и пожарной безопасности
• Основные сведения о народных художественных промыслах;
• Технологический процесс изготовления и декорирования резьбой разных видов изделий (токарных, столярных)
• Применяемый в работе инструмент, приемы его заточки и правки
• Требования к качеству художественной резьбы по дереву
• Способы экономного расходования материалов, правила бережного отношения к инструменту
Должны уметь:
• Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности
• Проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их
• Самостоятельно разрабатывать композиции геометрической резьбы и выполнять их на поверхности дерева
• Затачивать и править необходимый инструмент для резьбы
• Экономно расходовать материалы и бережно относиться к инструментам.
К концу 2 года обучения должны знать:
• Основы композиции: принципы переработки природных форм в декоративные для контурной резьбы и мозаики
• Приемы выполнения контурной резьбы и мозаики по дереву
• Применяемый инструмент для контурной резьбы и мозаики, приемы его заточки и правки
Должны уметь:
• Делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные
• Создавать композиции для контурной резьбы и мозаики по дереву
• Выполнять контурную резьбу и мозаику по дереву
• Затачивать и править необходимый инструмент
К концу 3 года обучения должны знать:
• Основные сведения о художественной обработке дерева
• Характер, особенности и приемы выполнения плоскорельефной резьбы
• Инструменты, применяемые для плоскорельефной резьбы, приемы их заточки и правки
Должны уметь:
• Составлять композицию для плоскорельефной резьбы
• Выполнять плоскорельефную резьбу
• Затачивать и править необходимые инструменты
Тематический план на 1 год обучения.
№
Название темы Количество часов
теория практика
1. Вводное занятие: из истории традиционных народных промыслов, деревообработки, правильное использование инструментами, правила техники безопасности. 2 3
2. Охрана природы и основные сведения о древесине и о заготовке древесины. 2 3
3. Традиционные народные промыслы: традиционные изделия из древесины. 3 10
4. Виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева. 2 10
5. Общие сведения о композиции. 3 15
6 Составление простых эскизов 6 30
7. Технологический процесс изготовления изделий из древесины 7 46
8. Устройство, принцип работы на токарном станке по деревообработке 3 20
9. Итоговое занятие. 7 23
Итого часов 35 160
В течение первого года обучения учащихся приобретают знания и умения:
- правила техники безопасности при работе на станках и с острыми инструментами,
- историю традиционных промыслов по деревообработке,
- виды и свойства древесины,
- технологический процесс изготовления изделий из дерева,
- устройство и принцип работы токарного станка,
- общие сведения о композиции.
Тематический план на 2 год обучения
№ Название темы Количество часов
теория практика
1. Введение: повтор пройденных тем 2 3
2. Основные сведения о народных художественных промыслах 3 3
3. Особенности национальной резьбы : якутские узоры 3 12
4. Составление эскизов национальной резьбы 3 12
5. Технологический процесс изготовления резьбой изделия 3 15
6. Особенности резьбы: геометрические, рельефные. 7 45
7. Разработка композиций резьбы и их выполнение 7 50
8. Разработка композиции контурной резьбы и мозаики 3 20
9. Итоговое занятие. 7 35
Итого часов 38 195
В течение второго года обучения учащихся приобретают знания и умения:
- дополнительные сведения о традиционном прикладном искусстве,
- основы композиции принципы переработки природных форм,
- приемы выполнения контурной резьбы и мозаики,
- требования предъявляемые к качеству резьбы по дереву.
Тематический план на третий год обучения.
№ Название темы. Количество часов
теория практика
1. Введение: основы экономики организации труда 3 5
2. Отрабатывать изделия по геометрической резьбе 3 4
3. Характер, особенности и приемы выполнения плоскорельефной резьбы 4 12
4. Основы творческого изобретения 3 12
5. Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом 3 19
6. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий из дерева 7 45
7. Ознакомление с работами народных мастеров, Копирование их работ 10 50
8. Итоговое занятие: повтор пройденной темы 11 65
Итого часов 44 212
В течение третьего года обучения учащихся приобретают знания и умения:
- основные сведения о художественной обработке дерева,
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии,
- ручной обработки дерева в процессе изготовления художественных изделий,
- изготовление собственных изделий на токарном станке.
Использованная литература:
1. Акимов В. В. Образовательная область «Технология» и современное образование. Якутск. -2005
2. Алексеев Эрнст. Саха талахтан, мастан оноьуктара. Бичик. Дьокуускай. -1999
3. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. М. - 1982
4. Докторов П. И. Ремесло и кустарное производство якутов. Якутск. -1999
5. Игнатьев И. П. Туостан, мастан оноьуктар утумнара. Дьокуускай. -2004
6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М. - 1989
7. Носов М. М. Художественно-бытовые изделия якутов ХVIII- начало XIX веков. Якутск. - 1988
8. Петряков П. А. Выявление знаний, умений учащихся по обслуживающему труду. М. – 2002
9. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации. Якутск. - 1990
10. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. -1981