Приложение МААМ

Программа кружка «Национальная посуда» (для детей с 5 по 11 классы)

Егор Жирков
Программа кружка «Национальная посуда» (для детей с 5 по 11 классы)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева XVIII-XIX веков. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.

Публикация «Программа кружка „Национальная посуда“ (для детей с 5 по 11 классы)» размещена в разделах

В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?

Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.

Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.

Цель:

• Приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций, традиционной культуры предков,

• Раскрыть и развить потенциальные творческие способности учащихся,

• Привить любовь к художественному труду, как большой радости человека,

• формировать знание, умение и навыки работы с деревом.

Задачи:

1. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;

2. Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;

3. Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;

4. Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;

5. Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.

На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.

В процессе решения творческих задач дети получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:

- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста. Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

Основное содержание программы складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

Программа рассчитана на учащихся 11-18 лет.

Срок реализации- 3 года обучения.

При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках технологии в школе.

Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с педагогом и самостоятельная работа вне школы.

В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.

В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.

На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.

Ожидаемый результат:

формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по изготовлению национальной посуды.

Условия реализации программы

Оборудование:

1. Кабинет отвечающий санитарно – гигиеническим требованиям.

2. Оптимальное освещение рабочего места.

3. Удобная мебель: высота стула соответствует высоте стола, верстаки.

Инструменты:

1. Станки: циркулярный станок, токарный станок по деревообработке, точильный станок, сверлильный станок, фрезерный станок.

2. Электролобзик.

3. Измерительные: линейка, шаблон, сантиметровка, угольник.

4. Режущие: резак, набор стамесок, нож, ножовка.

Дидактический материал: плакаты, набор эскизов, образцы работ народных мастеров, журналы, книги по деревообработке.

Перечень знаний и умений учащихся.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

• Нормы и правила по ОТ и требования безопасности труда и пожарной безопасности

• Основные сведения о народных художественных промыслах;

• Технологический процесс изготовления и декорирования резьбой разных видов изделий (токарных, столярных)

• Применяемый в работе инструмент, приемы его заточки и правки

• Требования к качеству художественной резьбы по дереву

• Способы экономного расходования материалов, правила бережного отношения к инструменту

Должны уметь:

• Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности

• Проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их

• Самостоятельно разрабатывать композиции геометрической резьбы и выполнять их на поверхности дерева

• Затачивать и править необходимый инструмент для резьбы

• Экономно расходовать материалы и бережно относиться к инструментам.

К концу 2 года обучения должны знать:

Основы композиции: принципы переработки природных форм в декоративные для контурной резьбы и мозаики

• Приемы выполнения контурной резьбы и мозаики по дереву

• Применяемый инструмент для контурной резьбы и мозаики, приемы его заточки и правки

Должны уметь:

• Делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные

• Создавать композиции для контурной резьбы и мозаики по дереву

• Выполнять контурную резьбу и мозаику по дереву

• Затачивать и править необходимый инструмент

К концу 3 года обучения должны знать:

• Основные сведения о художественной обработке дерева

• Характер, особенности и приемы выполнения плоскорельефной резьбы

• Инструменты, применяемые для плоскорельефной резьбы, приемы их заточки и правки

Должны уметь:

• Составлять композицию для плоскорельефной резьбы

• Выполнять плоскорельефную резьбу

• Затачивать и править необходимые инструменты

Тематический план на 1 год обучения.

Название темы Количество часов

теория практика

1. Вводное занятие: из истории традиционных народных промыслов, деревообработки, правильное использование инструментами, правила техники безопасности. 2 3

2. Охрана природы и основные сведения о древесине и о заготовке древесины. 2 3

3. Традиционные народные промыслы: традиционные изделия из древесины. 3 10

4. Виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева. 2 10

5. Общие сведения о композиции. 3 15

6 Составление простых эскизов 6 30

7. Технологический процесс изготовления изделий из древесины 7 46

8. Устройство, принцип работы на токарном станке по деревообработке 3 20

9. Итоговое занятие. 7 23

Итого часов 35 160

В течение первого года обучения учащихся приобретают знания и умения:

- правила техники безопасности при работе на станках и с острыми инструментами,

- историю традиционных промыслов по деревообработке,

- виды и свойства древесины,

- технологический процесс изготовления изделий из дерева,

- устройство и принцип работы токарного станка,

- общие сведения о композиции.

Тематический план на 2 год обучения

№ Название темы Количество часов

теория практика

1. Введение: повтор пройденных тем 2 3

2. Основные сведения о народных художественных промыслах 3 3

3. Особенности национальной резьбы : якутские узоры 3 12

4. Составление эскизов национальной резьбы 3 12

5. Технологический процесс изготовления резьбой изделия 3 15

6. Особенности резьбы: геометрические, рельефные. 7 45

7. Разработка композиций резьбы и их выполнение 7 50

8. Разработка композиции контурной резьбы и мозаики 3 20

9. Итоговое занятие. 7 35

Итого часов 38 195

В течение второго года обучения учащихся приобретают знания и умения:

- дополнительные сведения о традиционном прикладном искусстве,

- основы композиции принципы переработки природных форм,

- приемы выполнения контурной резьбы и мозаики,

- требования предъявляемые к качеству резьбы по дереву.

Тематический план на третий год обучения.

№ Название темы. Количество часов

теория практика

1. Введение: основы экономики организации труда 3 5

2. Отрабатывать изделия по геометрической резьбе 3 4

3. Характер, особенности и приемы выполнения плоскорельефной резьбы 4 12

4. Основы творческого изобретения 3 12

5. Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом 3 19

6. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий из дерева 7 45

7. Ознакомление с работами народных мастеров, Копирование их работ 10 50

8. Итоговое занятие: повтор пройденной темы 11 65

Итого часов 44 212

В течение третьего года обучения учащихся приобретают знания и умения:

- основные сведения о художественной обработке дерева,

- способы экономного расходования материалов, электроэнергии,

- ручной обработки дерева в процессе изготовления художественных изделий,

- изготовление собственных изделий на токарном станке.

Использованная литература:

1. Акимов В. В. Образовательная область «Технология» и современное образование. Якутск. -2005

2. Алексеев Эрнст. Саха талахтан, мастан оноьуктара. Бичик. Дьокуускай. -1999

3. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. М. - 1982

4. Докторов П. И. Ремесло и кустарное производство якутов. Якутск. -1999

5. Игнатьев И. П. Туостан, мастан оноьуктар утумнара. Дьокуускай. -2004

6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М. - 1989

7. Носов М. М. Художественно-бытовые изделия якутов ХVIII- начало XIX веков. Якутск. - 1988

8. Петряков П. А. Выявление знаний, умений учащихся по обслуживающему труду. М. – 2002

9. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации. Якутск. - 1990

10. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. -1981

Публикации по теме:

Образовательная программа кружка «Юные волшебники» для детей 5–6 лет Автор: Меркурьева Виктория Сергеевна воспитатель МКДОУ Кантемировский детский сад№1. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – период.

Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: - Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.

Программа кружка по художественному творчеству «Страна фантазеров» для детей 6–7 лет Программа кружка «Страна фантазеров» для детей 6-7 летПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого.

Программа кружка «Учимся играть» для детей 2–3 лет «Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам.

Программа кружка «Волшебная иголка» для детей 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Концепция. 1.2. Актуальность. 1.3. Основные принципы программы. 1.4. Новизна. 1.5. Цель.

Программа спортивного кружка по степ-аэробике «Ритм» для детей 7–13 лет Пояснительная записка: Аэробика- это система физических упражнений энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.

Программа валеологического кружка для детей старшей группы. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл Программа валеологического кружка.

Программа внеурочной деятельности «Бумажная пластика» (1–4 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ связи с введением ФГОС начального общего образования второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Национальная посуда» (для детей с 5 по 11 классы)
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 06:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Национальная посуда» (для детей с 5 по 11 классы)» (включая файлы) размещена пользователем Егор Жирков в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД