Коос Екатерина
Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ
"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"
Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Психологическая безопасность – состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье, включенных в нее участников.
Публикация «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагогического коллектива, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию позитивному мировосприятию и самоотношению.
Существуют опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания. Ведь очевидно, что ни один работник ДОУ сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.
По данным социологических исследований, до 75 % родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что воспитатели не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного- для другого может иметь разрушительное влияние.
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду- самый озабоченный развитием и обучением ребенка, воспитатель, становится иногда причиной детского невроза, проявлению агрессивности и т. п.
Система психологической безопасности :
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
- Установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня;
- Создание предметно-развивающей седы, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;
- Организация образовательного процесса.
Система организации межличностных отношений в ДОУ:
- Влияние педагога на развитие личности ребенка;
- Психологический климат в детском коллективе;
- Психологический климат в педагогическом коллективе.
Типология образовательной среды :
по стилю взаимодействия внутри среды :
Конкурентная — кооперативная
по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:
Традиционная — инновационная
по степени творческой активности:
Творческая,
Регламентированная.
по характеру взаимодействия с внешней средой :
Открытая,
Замкнутая.
Согласно исследованиям A. Edmonson… уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой.
Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде ДОУ подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).
Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной :
- Переполненные группы, где бывает трудно сохранить нацеленность на воспитание и обучение и воспитатель не успевает уделить внимание максимальному количеству воспитанников;
- Недостаток заботы воспитателей при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;
-Отчуждение и предвзятое отношение к воспитанникам со стороны других детей и/или воспитателей;
-Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.
Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде : «РИСК», «ОПАСНОСТЬ», «УГРОЗА».
Факторами риска в образовательной среде могут быть :
- Недостаточное обеспечение кадрами, материально-технической базы;
- Низкая активность детей и воспитателей;
- Несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
- Уровень воспитания и культуры;
- Личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.
Психологическая опасность в образовательной среде-неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, нарушения психического и физического здоровья.
Угроза в образовательной среде- вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред.
Причины психологического насилия :биологические факторы,семейные отношения,средовые факторы,межличностные отношения.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды :
- Психологическое насилие в процессе взаимодействия
- Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
- Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
- Неразвитость системы психологической помощи в ДОУ
-Эмоциональное выгорание педагогического коллектива ДОУ.
На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности (С. Л. Соловьева) :
они вызывают нарушения в познавательной сфере;
снижают продуктивность психической деятельности в целом;
проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее;
провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления;
отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми;
приводят к стойким личностным изменениям.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Для создания безопасной окружающей среды необходимо :
- иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной окружающей среды;
-уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды :
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- укрепление психического здоровья;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Рекомендации:
- увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.
- позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, с которым нужно вместе работать.
- воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой.
Правильно организованный режим труда и отдыха- залог психического здоровья человека!
Педагог-психолог : Коос Екатерина Валерьевна