Получи документы

Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ

Коос Екатерина
Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"

Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Психологическая безопасность – состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье, включенных в нее участников.

Темочки:

Психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагогического коллектива, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию позитивному мировосприятию и самоотношению.

Существуют опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания. Ведь очевидно, что ни один работник ДОУ сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

По данным социологических исследований, до 75 % родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что воспитатели не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного- для другого может иметь разрушительное влияние.

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду- самый озабоченный развитием и обучением ребенка, воспитатель, становится иногда причиной детского невроза, проявлению агрессивности и т. п.

Система психологической безопасности :

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

- Установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня;

- Создание предметно-развивающей седы, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;

- Организация образовательного процесса.

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

- Влияние педагога на развитие личности ребенка;

- Психологический климат в детском коллективе;

- Психологический климат в педагогическом коллективе.

Типология образовательной среды :

по стилю взаимодействия внутри среды :

Конкурентная — кооперативная

по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:

Традиционная — инновационная

по степени творческой активности:

Творческая,

Регламентированная.

по характеру взаимодействия с внешней средой :

Открытая,

Замкнутая.

Согласно исследованиям A. Edmonson… уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой.

Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде ДОУ подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).

Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной :

- Переполненные группы, где бывает трудно сохранить нацеленность на воспитание и обучение и воспитатель не успевает уделить внимание максимальному количеству воспитанников;

- Недостаток заботы воспитателей при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;

-Отчуждение и предвзятое отношение к воспитанникам со стороны других детей и/или воспитателей;

-Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.

Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде : «РИСК», «ОПАСНОСТЬ», «УГРОЗА».

Факторами риска в образовательной среде могут быть :

- Недостаточное обеспечение кадрами, материально-технической базы;

- Низкая активность детей и воспитателей;

- Несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;

- Уровень воспитания и культуры;

- Личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.

Психологическая опасность в образовательной среде-неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, нарушения психического и физического здоровья.

Угроза в образовательной среде- вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред.

Причины психологического насилия :биологические факторы,семейные отношения,средовые факторы,межличностные отношения.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды :

- Психологическое насилие в процессе взаимодействия

- Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

- Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды

- Неразвитость системы психологической помощи в ДОУ

-Эмоциональное выгорание педагогического коллектива ДОУ.

На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности (С. Л. Соловьева) :

они вызывают нарушения в познавательной сфере;

снижают продуктивность психической деятельности в целом;

проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее;

провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления;

отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми;

приводят к стойким личностным изменениям.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Для создания безопасной окружающей среды необходимо :

- иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной окружающей среды;

-уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды :

- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

- укрепление психического здоровья;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Рекомендации:

- увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.

- позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, с которым нужно вместе работать.

- воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой.

Правильно организованный режим труда и отдыха- залог психического здоровья человека!

Педагог-психолог : Коос Екатерина Валерьевна

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчёт по ПДД в ДОУ «Безопасность на дорогах»Отчёт по ПДД в ДОУ «Безопасность на дорогах» Отчёт по ПДД «Безопасность на дорогах» Урахбахтина Ю. С. Кормщикова Е. Н. Группа № 3 Актуальность Обучение детей правилам безопасности дорожного.

Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних. Памятка для родителей ГБУ ДПО РО РИПКиПРО кафедра психологии Выпускная работа Тема: «Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних. Памятка.

Консультация для родителей ДОУ. Безопасность ребёнка Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную.

Мероприятия по созданию современной безопасной образовательной среды ДОУ Мероприятия по созданию современной безопасной образовательной среды в МБДОУ Детский сад №9 «Чайка» МБДОУ Детский сад №9 «Чайка» 1. Обеспечение.

Проект «Модель современной образовательной среды ДОУ» Участники проекта: педагоги, родители, дети Пояснительная записка. С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования.

Профилактический игровой тренинг для педагогов дошкольных организаций «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» Профилактический игровой тренинг для педагогов ДОУ «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» (здоровьесберегающие технологии). Цель:.

Реализация образовательной области «Безопасность» в ДОУ Реализация образовательной области "Безопасность" в ДОУ. Детство это самоценный период жизни человека - именно в это время формируется здоровье,.

Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум «Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность» Семинар-практикум «Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность» Камалова Елена Александровна Воспитатель МАДОУ «ДС 378.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 11:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Коос Екатерина (УИ 1724804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД