Липатова Елена
Консультация «Психологическая база речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами : ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
Публикация «Консультация „Психологическая база речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.
Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет. Дети с О. Н. Р. имеют потенциально сохранный интеллект, но испытывают трудности при общении и обучении. Такие дети отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью, наблюдается плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность.
Под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и др. причин у детей логопатов имеет место специфическое отставание в формировании познавательной активности, а, значит, и психологической базы речи.
Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план коррекционной работы. Причем, в младшей группе (для детей трех-пяти лет) работа по развитию речи предваряется развитием психологической базы речи, побуждает ребенка к появлению речи. В старшей группе работа по развитию речи и ее психологической базы идут параллельно. В подготовительной к школе группе развивается речь, через речь уточняются, становятся более целенаправленными высшие психические функции внимание, память, мышление.
Л. С. Выготский доказал, что речь и мышление в развитии ребёнка взаимосвязаны. Речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, а формирование умственных действий зависит от развития речи. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мозг ребёнка, помогаем ему подняться на новый уровень развития. Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребёнка.
Необходимая психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление) формируется по мере развития ребёнка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Образовательная деятельность при формировании, воспитании и развитии психических процессов проходит в игровой форме.
Ощущение - простейший психический процесс отражающий в мозгу свойства, качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.
Основными задачами сенсорного воспитания являются:
повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);
повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь и т. д.);
знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности. При знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать.
Для детей с речевой патологией характерна трудность перенесения полученных знаний со знакомого материала на другие предметы окружающего мира. Так, например, цвета карандашей, цвета колец пирамидки и знакомых игрушек дети называют правильно, а при проверке знаний цветов на совершенно новом материале появляются затруднения. Это относится и к названию основной формы предметов. Особенно трудно выделить основную форму и цвет предмета, словесное обозначение которого ребенку незнакомо.
В дошкольной литературе можно найти много дидактических игр на развитие понятий величины, цвета, формы, которые проводятся как часть занятия, в свободное время или на прогулке (См. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»).
Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.
Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов и предметных картинок; узнавание условных и символических изображений предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); зрительный подбор части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно); зрительно-конструктивная деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).
У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. У детей с О. Н. Р. часто нарушена скорость узнавания предметов, поэтому в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса. (В. К. Воробьева.)
Необходимо развивать зрительное внимание детей:
• научить быстро, т. е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки;
• научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга);
• научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно);
• формировать зрительно-конструктивную деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).
Тактильное восприятие – по контуру и фактуре опознать знакомые предметы, что способствует и обогащению словаря признаков предметов.
(Игра «Чудесный мешочек»).
При работе психологов, в свою работу и развитие тактильного восприятия детей. Они учат ребенка по контуру и фактуре опознать знакомые предметы. (Игра «Чудесный мешочек» с двумя наборами предметов:
а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации,
б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры.
в) игра «Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы»).
Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.
Слуховое восприятие – как правило, у детей-логопатов грубо нарушено. Необходимо развить способность различать неречевые звуки (Игра «Что звучит?») и звуки речи, развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал?», учить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком») и т. д.
Память (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное. Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.
Существует кратковременная и отсроченная память.
Зрительную кратковременную память у дошкольников развиваем на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. ( Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.
Зрительная кратковременная память у детей, страдающих речевыми нарушениями, приближается к норме, а иногда и лучше. Слуховая же оперативная память снижена, особенно у детей с О. Н. Р., и составляет не более3-4 единиц. Необходимо развивать зрительную и слуховую оперативную память. В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.
Зрительную кратковременную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. ( Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия. (См. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»).
Слуховая память у наших деток снижена, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию» («Тетрадь положи на книгу, а карандаш справа от книги», предложив ребёнку не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делал. Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения ( Например: «Наступила зима. У нас наступила зима. У нас наступила холодная зима. У нас наступила холодная и снежная зима.)
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» (Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши, предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали). Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения ( Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.)
Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на непроизвольное (основное у детей дошкольного возраста) и произвольное (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно). Существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.
На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают ерзать на своих стульях, отвлекаются или же взгляд становится отсутствующим. Необходимо помнить педагогу об особенности детского организма, чаще менять положение тела в пространстве, менять виды работы, поддерживать интерес к занятию, строить его так, чтобы детям было интересно, требования доступны для понимания и выполнения, деятельность приносила радость.
Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки. Более старшим детям даются геометрические фигуры, буквы, цифры., «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», «Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит».
Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной. Некоторые операции мышления связаны непосредственно с речью. У детей, страдающих речевой патологией, необходимо развивать:
• обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий, игры «Живой - не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», «Четвертый лишний».)
• сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»
• умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.
• умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»).
Таким образом, дети—логопаты имеют своеобразие не только в речевом развитии, но и в формировании ряда функций как неречевого характера (процесса латерализации, пространственной и временной ориентировок, двигательных функций, так и высших психических функций : внимания, памяти, мышления, что и тормозит в свою очередь нормальное развитие речи. Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно—следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.
Следовательно, педагогам, проводящим коррекционную работу с речевыми детьми, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи. В задачи педагога входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Решение данных задач возможно только на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психо—физиологических особенностей каждого ребенка в группе.
В структуру логопедического занятия с дошкольником включаются задания на развитие и мыслительных процессов:
обобщение — способ группировки предметов по определенным признакам («Живой - не живой», «Четвертый лишний»,
сравнение — сопоставление предметов (сначала «Чем не похожи?», а потом «Чем похожи?»,
умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака,
умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме.
Таким образом, работая над произношением звуков, одновременно учим ребёнка запоминать, думать, выделять главное, находить сходное, должен определять место звука в слове (мало уметь произносить звук, нужно уметь определить его позицию, слов в предложении. Это уже умственные действия, которые требуют умения анализировать, удерживать в памяти линейный порядок звуков, синтезировать слово из отдельных элементов.
И, наконец, требуется умение обобщать конкретный накопленный опыт и переносить его в свою жизнь. А для этого необходимо повышать мотивацию, заинтересованность ребёнка к занятию и результатам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воробьева В. К. Лекции на курсах повышения квалификации работников образования. Москва. 1990 г.
2. Венгер Л. А. Пилюгина Э,Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва. Просвещение 1989 г.
3. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва Просвещение 1990 г.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва. Владос 1995 г.
5. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. Москва Просвещение 1981г.
6. Филичева Т. Б., Чевелева, Н. А. Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей (Пособие для воспитателей детских учреждений) Москва. Ассоциация «Профессиональное образование» 1993 г.