Яна Артымук
Психогимнастика
Приглашаю вас стать участниками игры «Приветствие»
Цель данной игры – это развитие навыков общения, преодоление скованности и застенчивости.
Правила игры: участники стоят в 2 кругах (внешнем и внутреннем) лицом друг к другу. Под музыку двигаются в противоположном направлении боковым галопом. При остановке музыки участники останавливаются и здороваются с тем, кто стоит напротив них.
Публикация «Психогимнастика» размещена в разделах
Кому как ни вам, уважаемые коллеги, известно, что для комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении важно его эмоциональное раскрепощение. Предлагаю вашему вниманию веселую подвижную игру, направленную на высвобождение эмоций, а так же развитие согласованности действий в группе.
Игра «Веселые станции»
Правила игры: участники двигаются «паровозиком» через станции «Хлопотушкино» (хлопают в момент остановки, «Топотушкино» (топают в момент остановки, «Попрыгайкино» (прыгают в момент остановки, «Хохотушкино» (громко смеются в момент остановки, «Тихосиделкино (садятся на корточки и затихают в момент остановки).
А сейчас, предлагаю вам немного потанцевать, однако танец будет необычным, а точнее слепым, так как некоторые из вас буду двигаться с повязкой на глазах. Данная игра способствует развитию у воспитанников доверия друг к другу, снятию излишнего мышечного напряжения.
Игра «Необычный танец»
Правила игра: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
В начале игры можно посадить воспитанников попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
Предлагаю вам стать участниками психогимнастического этюда, целью которого является выражение чувства гнева.
Этюд «Сердитый дедушка»
Цель этюда: выражение гнева.
К дедушке в деревню приехал внук и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что внук пошел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с ним? Мимика: нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема Дедушки.
Для работы с отрицательными эмоциями, а также с целью развития коммуникативных способностей можно использовать соответствующие психогимнастические игры, давайте сейчас станет участниками подобных игр.
Игра «Поссорились-помирились»
Правила игры: участники под музыку, стоя спиной друг к другу сердито топают. На вторую часть музыки поворачиваются лицом друг к другу, улыбаются и кружатся.
Игра «Улыбнись и замри»
Правила игры: под песню «Дружный зоопарк» (детский ансамбль «Гномы») участники изображают движения различных зверей. По команде «Улыбнись и замри» замирают, улыбаясь друг другу.
Предлагаю вам вновь поиграть.
Игра «Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Правила игры: Под веселую негромкую музыку ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
Следующую игру, я использую в ситуации, когда необходимо успокоить детей, снять напряжение.
Игра «Воздушные шарики»
Правила игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Давайте потанцуем с нашими прекрасными шариками.
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра «Корабль и ветер»
Правила игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра «Тихо, куколка»
Игра проводится под песню «Тихо, куколка» в исполнении Екатерины и Сергея Железновых.
Правила игры. Во время звучания первой части песни участники тихо сидят на стульях, прижав палец к губам. С момента звучания второй части песни встают и радостно прыгают.
Рефлексивный анализ.
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Уважаемые педагоги, давайте все вместе подведем итог и поделимся своими впечатлениями о сегодняшнем мероприятии.
Упражнения, направленные на релаксацию:
- Упражнение «Колокольчик»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.
- Упражнение «Шум моря»
Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.