Ольга Лапина
Проведение фронтального занятия на тему «Дифференциация звуков [л]-[р]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки [р] – [л].
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- формировать дифференцированное произношение звуков [р] – [л].
- развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память, зрительное восприятие;
Коррекционно-образовательные:
- умение соотносить звуки [р] – [л] с соответствующими буквами
- уточнять словарный запас
- закреплять понятия: согласный звук, звонкий звук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе;
- формирование положительной учебной мотивации
Оборудование: карточки со словами, артикуляционные профили звуков [р] – [л], карточки для работы, иллюстрации.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.
Здравствуйте, посмотрите все ли готово к занятию.
- Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю вас с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть.
- Но перед тем как отправиться, я расскажу вам один секрет. У каждого из них есть любимый звук. А какой, вы сейчас догадаетесь сами.
- Посмотрите на картинки и назовите, что здесь изображено.
(Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.)
- Какой первый звук во всех названных словах? [л]
- Правильно, а теперь, посмотрите:
(Радуга, робот, рысь, рука, ракета)
- Какой первый звук во всех этих словах? [р] Правильно!
- Как вы думаете, кому из детей больше нравится звук [л]? (Ладе) Почему?
- А кому нравится звук [р]? (Роме) Почему?
- Эти дети приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя девочки? [л]
- С какого звука начинается имя мальчика? [р]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
2. Основная часть
Развитие длительного речевого выдоха.
- Чтобы справиться со всеми заданиями, выполним дыхательную гимнастику.
Игра «Прожорливые фрукты» и «Остуди чай».
Артикуляционная гимнастика (по картинкам).
- А сейчас потренируем язычок и выполним гимнастику. (Выполняем по кубикам с картинками). Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка.
- Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.
- Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.
Упражнения образовательной кинезиологии.
- Колечко
- Кулак – ребро – ладонь
- Ухо-нос
Работа на уровне слова.
- А сейчас выполним следующее задание. Игра «Собери букву».
- Назовите картинки, которые вы видите на этих буквах.
- Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помогите ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р]. Разложите их в кармашки для Лады и для Ромы.
- Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата).
- Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак).
Игра «Волшебная поляна»
- А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру.
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И слова составляйте.
Дети собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Работа на уровне словосочетания.
Игра «Посчитай»
У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, ,пять лодок)
Игра «Волшебная лупа».
- Вы любите фокусы? Сейчас я вам покажу один фокус. Смотрите внимательно.
- Какого цвета все картинки? (белого) А если посмотреть через волшебную лупу? (розовые и зелёные)
- Назовите все картинки через лупу. Например, зелёный барабан, зелёные шары, розовая лента, розовая лавочка.
Работа на уровне предложения.
- Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придумать к ним интересные предложения.
Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)
Игра «Снежки». Предупреждение дисграфии.
- Вы любите зимой играть в снежки?
- А вот и у нас снежные комочки появились.
- Возьмите каждый по комочку и разворачивайте (смятый листок бумаги с недописанными буквами). Что там? Правильно буквы,
только они не закончены. Возьмите ручки и допишите один элемент так, чтобы получилась буква.
Молодцы! Вы хорошо справились с таким сложным заданием.
3. Рефлексия
Дайте характеристику звукам [Р], [Л], - Вспомним по 2 слова, в которых есть звук [л] и звук [р]. Возьмите смайлики и дополните его лицо, в зависимости от своих успехов и интереса на занятии.
- Молодцы. Вы подружились с этими звуками и за это получаете медали. Спасибо за занятие.