Татьяна Горбунова
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Различие звуков речи, а так звуков окружающего мира это основа для овладения письменной речью у детей.
Если ребенок не научиться различать звуки речи, он будет совершать ошибки на письме, например, вместо одной буквы напишет другую, не сможет сделать звуковой анализ слова.
Для развития неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные игры и упражнения.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию простые игры и упражнения, которые способствуют развитию фонематического слуха и являются профилактикой дисграфии.
"Хлопни, если услышь звук. "
Вы договариваетесь с ребенком, какой звук будете слушать. Взрослый называет ряд отдельных звуков, при произнесении загаданного звука ребенок должен хлопнуть в ладоши. На первом этапе важно отработать именно различение и выделение отдельного звука, среди других мало похожих звуков. Далее усложняем задачу и ребенку нужно уже выделить звук среди цепочки слогов либо слов.
"Лишний слог"
Взрослый называет цепочку из слогов, один слог отличается от остальных. Ребенок должен услышать слог отличающийся от других и топнуть ногой, к примеру.
"Звуки вокруг нас"
Просим ребенка закрыть глаза и внимательно слушать звуки, которые он услышит в течение минуты две. Затем ребенок должен назвать, что он услышал (это может быть шум машин или ветер за окном, скрип двери и т. д.)
Если вы находитесь на улице, просим закрыть глаза и послушать звуки улицы. В эту игру можно играть в любое время года.
"Угадай, что за звук"
Взрослый за ширмой издает различные звуки из подручных предметов (постучать ложкой по столу, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой, стучит ножом по разделочной доске и т. д., а ребенок должен угадать что так звучит.
"Барабан"
Для этой игры не обязательно покупать ребенку барабан, под роль барабана сойдет любая твердая поверхность. Взрослый предлагает ребенку какую-то ритмическую последовательность, ребенок пробует повторить. Помним, что сначала начинает с самых простых ритмов, постепенно усложняя задачу.
"От куда звук?"
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли ведущего.