Ольга Соловьева
Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие устной речи, связного высказывания является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументировано, и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Публикация «Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста» размещена в разделах
Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое.
Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего.
Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе.
У детей с ТНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими, так и в явно выраженных недостатках восприятия речи. Педагоги Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева отмечают трудности в построении предложения у детей с ТНР :
• нарушение структуры предложения, порядка слов;
• незаконченностью предложений;
• недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Предложения характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые, малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения.
Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение.
Воспитатели, работающие с детьми с нормой в развитии начинают работу по «предложению» с самого текста такую методику предлагает Софья Ник. Карпова.
Начинаю работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире.
1. Упражняю точно находить слова для обозначения предметов.
Даю понятия, что предметы бывают живые (одушевленные) : это люди и животные; и не живые (неодушевленные) предметы.
Использую игры:
• «Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т. д. Учу отвечать на вопросы по действию, и сюжетной картинке: «Кто это? Что это?».
• «Кто быстрее принесет картинку». Предлагаю картинки с изображением предметов одушевленных и неодушевленных. Прошу ребенка задать вопрос к предмету.
Ввожу модель «полоска».
Формирование двухсоставного простого предложения. Даю понятие детям о предложении, используя игрушки, картинки. Задаю вопросы : «Кто это? Что делает?».
2. Упражняю точно находить слова для обозначения действий предметов.
Девочка рисует. «Мы составили предложение. Сколько слов в предложении?» Составляем несколько простых предложений про игрушки, про детей. Учу называть 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку. Слова дружат, они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщая. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов.
Ввожу модель «полоска со стрелкой» - слово «действие».
3. Упражняю точно находить слова для обозначения признаков предметов.
Помогаю детям подбирать слова, отвечающие на вопросы : «Какой? Какая? Какие?», активизируя и уточняя при этом их словарный запас. Предлагаю придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет или про себя. Придумать предложение из 3 слов про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет). Мячик круглый катится. Шар круглый летит.
Использую модель «полоска с волнистой линией» - «красивое слово».
Перехожу к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку. Использую постановку вопросов к картинке и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением. Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски).
Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу.
Закрепляя навыки составления и распространения предложений, использую следующие приемы:
• Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. Слова заблудились, встали не по порядку.
• Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т. д. Тем самым помогаю детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас.
• По предметным картинкам. Ставлю на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес, медведь; бабушка, носки, и т. д.
• Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет).
• Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги.
• Составляем предложения со словами близкими или противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со словосочетаниями : холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок.
Для вас могу предложить игру «Живое предложение». Взрослый предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после и т. д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово. Воспитатель: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим». При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов.
Дано предложение : «Деревья покрыты снегом». Дети выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении : «Снегом покрыты деревья». Дети-слова перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова).
Упражняя детей в составлении предложений, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т. к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: «Кто? Что делает?». Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно - графическую схему предложения.
В результате проведенной работы у детей с ТНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. Дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.