Галина Алексеева
Эссе «Воспитатель-шаг в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами,вырастить плодоносящее дерево. Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве просто поставить на ноги человека? Необходимо помочь ему, несмышлёному малышу, набраться силёнок, понять мир вокруг себя, научить общаться и быть самостоятельным. Это очень сложный и ответственный труд, требующий знаний, большого мастерства и, конечно же, любви. Труд воспитателя!
Воспитатель, работающий в детском саду, действительно, чувствует себя садовником, который терпеливо и преданно растит своих питомцев и радуется, наблюдая за их ростом.
Публикация «Эссе „Воспитатель-шаг в будущее“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Профессию воспитателя я выбрала ещё в школе, в 1997 поступила в Чапаевский педагогический колледж. Кроме того, получила высшее образование по специальности «педагог – психолог». В 2001 меня приняли на работу в детский сад «Теремок», и вот уже 14 лет я работаю воспитателем детей раннего дошкольного возраста.
К нам в группу приводят таких крох, что вначале трудно представить, как через 5 лет они, говорливые и рассудительные, будут готовы сесть за парту. Пока же они не могут выговорить наших имён и отчеств, крепко привязаны к маме и многие очень болезненно переживают разлуку с ней даже на несколько часов. Мы постепенно становимся вторыми мамами. В этот переходный период для ребёнка особенно важно тёплое, доброе отношение к себе, чтобы почувствовать себя защищённым. Со временем я накопила опыт, позволяющий так организовать период адаптации детей в детском саду, чтобы он проходил более безболезненно. Переключить внимание на общение с другими детьми, спланировать занятость воспитанников, предугадать и погасить зарождающиеся конфликты – вся эта работа способствует созданию комфортной обстановки для малышей.
В нашей работе много направлений. Прежде всего, заботимся о здоровье своих подопечных, ведь в этом возрасте их защитные силы ещё так слабы. Требуется пристальное внимание, чтобы знать, как чувствует себя ребёнок, проследить, как он одет, обеспечить его безопасность. Не все дети, приходящие в нашу группу, имеют необходимые гигиенические навыки. Мы часто начинаем работать почти с нуля. Однако этот, на первый взгляд, рутинный труд даёт результаты, и как радостно наблюдать, что твои дети постепенно становятся всё более и более самостоятельными.
Другим, не менее важным направлением является интеллектуальное развитие воспитанников. Мне кажутся очень точными слова писателя Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние». В возрасте от двух до пяти ребёнок настолько интенсивно познаёт мир, в нём столько любознательности – не перестаёшь удивляться. Им хочется всё потрогать, попробовать на вкус, изучить, как устроено. Мне, как воспитателю, нужно поощрять познавательную активность, направлять её и строить своё общение с детьми так, чтобы они получали необходимые знания о мире и развивали свою наблюдательность.
В этом возрасте формируется речь ребёнка. Некоторые дети долго остаются молчунами или говорят односложно, но это вовсе не значит, что наша работа по развитию речи бесполезна. Дети «копят» слова, набирают грамматических конструкций, просто момент говорения для них наступает позже. И мы в десятый раз читаем или рассказываем им знакомые, никогда не надоедающие сказки, учим простые и такие родные стихотворения. Это их первое знакомство с литературой. А каждый выученный наизусть и рассказанный на празднике «стишок» становится маленькой победой!
Так как в современной семье, как правило, один – два ребёнка, малыши привыкают дома быть центром внимания. В детском саду многие впервые оказываются в коллективе, где нужно согласовывать свои интересы и интересы сверстников. Это, пожалуй, самое трудное.
Большое внимание уделяю приучению детей к порядку. Маленький ребёнок уже понимает, что красиво и что не красиво, опрятно и не опрятно. Многие привычки закладываются в этом возрасте. Стараюсь, чтобы в группе было уютно и чтобы дети чувствовали этот уют и поддерживали его.
Каждый день я учу и учусь. Ведь наша работа немыслима без саморазвития, без чтения педагогической литературы, без общения с коллегами. В ней нельзя узнать всё сразу и навсегда. Опыт набирается по крупицам и помогает в непростом, увлекательном и таком необходимом для общества деле - воспитание детей.
Дома я тоже остаюсь воспитателем, ведь у меня двое детей – четвероклассников. Вместе с ними решаю задачки, повторяю правила по русскому языку и даже пытаюсь понять английский язык. Порой я вспоминаю, какими они были восемь – девять лет назад, и представляю своих детсадовских детей в будущем. Какими они станут? Что зависит от меня?
К. Гельвеций говорил: «Воспитатель – волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых». Приятно чувствовать себя волшебником!