Татьяна Филипп
Прогулка в старшей разновозрастной группе «В гости к весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой.
Интегрируемые образовательные области:
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
- образовательные: дополнить знания о характерных признаках весенних явлений в живой и неживой природе в ходе непосредственного наблюдения;
Публикация «Прогулка в старшей разновозрастной группе „В гости к весне“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- воспитательные: научить проводить наблюдения в природе и фиксировать результаты; формировать познавательный интерес через наблюдения за весенней природой; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе;
- развивающие: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, знает характерные признаки весны и соотносит с этим периодом особенности животных, птиц и растений.
Эмоционально откликается на красоту природы.
С удовольствием играет в подвижные игры.
Предварительная работа:
Наблюдения за состоянием погоды. Наблюдения за птицами. Беседы «Что изменилось с приходом весны?», «Летят перелётные птицы». Разучивание стихов и песен о весне, игр.
Ход занятия
Я, раскрывая почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна).
• О каком времени года говорится в загадке?
• Перечислите признаки весны.
• Какие весенние месяцы знаете? Какой сейчас месяц?
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (АПРЕЛЬ)
Весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это… (МАЙ)
Послушайте пословицы о весне
• Вода потекла, весну принесла.
• Грач на горе – весна на дворе.
• Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
• Май весну кончает, лето начинает.
• Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
• Зима весну пугает, да сама тает.
• Пришла весна, так уж не до сна.
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка – весна,
отворяйте ворота,
Первый март пришел,
Всех детей привел;
А за ним апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
Дети проходят через ворота и образуют круг.
Игра «Волшебный камешек»
Дети встают в круг, воспитатель берёт в руки камешек. Он произносит текст и передаёт камушек ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной теме и передают камешек по кругу.
Камешек в руке держу,
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю,
Птиц я быстро называю…
(Я цветочки называю)
Воспитатель: Каждый день, во время прогулки, мы с вами наблюдаем весенние изменения в природе. Вот и сегодня мы отправляемся открывать весенние тайны, которые спрятались на территории детского сада.
Игра «Весенние тропинки»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Чтение письма: Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»
Наблюдение за березой:
Что происходит с березкой весной?
Какими стали ветки березы?
Рассмотрите почки, какие они?
Что скрывается в них?
Ребята, а березка украшает наш участок?
Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Послушайте одно из них.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
• Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
• А какие украшения носит березка? (сережки)
Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков.
Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово). Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички. Только у березы белый ствол. А вы знаете почему? (ответы детей). Оказывается в коре березы содержится особое белое вещество – бетулин. Я открою вам одну тайну. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?
Старинная народная загадка гласит:
Стоит дерево, цветом зелено
В этом дереве четыре радости
1. Оно больным на здоровье (т. к. делают лекарство из листьев и почек) .
2. Людям колодец (т. к. утоляет жажду, можно попить березового сока) .
3. От тьмы свет (в старину березовой лучиной освещали жилище и жилье отапливали и тепло и света много) .
4. Дряхлым пеленание (берестой связывали разбитые горшки, ремонтировали лукошки, корзинки) .
Воспитатель: Дети, как связано между собой это мыло и берёза?
Из белой коры берёзы делают дёготь, который добавляют в мыло.
Ребята, а чем организм человека схож с деревом? (ответы детей) .
Правильно. У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что – то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым и красивым А если забрать весь сок, что произойдет с деревом? Оно погибнет. Летом, когда солнце пригревает, сок в дереве течет быстро – быстро. Но придет осень, солнышко меньше будет греть, и сок по стволу березы будет двигаться медленнее. Лесные обитатели с удовольствием пьют сок. Например, дятел, пробивает своим крепким клювом в коре отверстие и лакомится влагой. Любят березовый сок и медведи, и муравьи, и бабочки. Человек тоже пьет березовый сок.
Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Каким образом она появляется? (Ответы детей.) К концу лета у березы на месте цветков, мы их видели весной, образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер и птицы их разносят. Весной семена прорастают, вот так появляется березовая роща. А в этой роще растут грибы, которые называются подберезовики, у них серая ножка и коричневая шляпка.
Дерево не может жить без света. Свет помогает окрашивать листья в зеленый цвет, поэтому береза растет там, где много солнца. Она не может жить и без тепла, так как от количества тепла зависит начало появления листочков. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли. Деревья, как и мы – дышат. А дышат они через отверстия листочков и черные точки на коре. От грязного воздуха деревья погибают. Им, как и человеку, нужен чистый воздух.
Давайте ее порадуем, поиграем с ней.
Проводится игра «Берёзка»
Белая берёза на ветру качается (руки над головой)
Вправо наклоняется (наклон вправо)
Влево наклоняется (наклон влево)
И полощет длинные веточки в реке (наклон вперёд)
Чтобы были чистые косы по весне (провести руками по голове и плечам)
Трудовая деятельность.
Воспитатель: Вся природа: и деревья, и звери, и птицы рады приходу весны. Лес умывается первыми весенними дождями, звери и птицы наводят в своих домиках, норах, гнездах порядок: чистят, выбрасывают ненужный мусор. Вот и мы давайте наведем порядок на участке.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:
1. «Почки – листочки». Руки перед собой, сжатые кулачки – «почки», руки вверх, кулаки разжать – «листочки». Упражнение усложняем: почки – вдох, листочки – выдох.
2. «Качается березка» - ноги расставить, руки вверх. Медленное, плавное покачивание вправо – влево.
3. «Кустик – дерево» - упор присев «Кустик», прыжком ноги врозь, руки в стороны «Дерево».
4. «Цветы весенние прекрасны, вдохни их нежный аромат,
Ты сделай вдох спокойный, плавный,
На выдохе мы скажем «АХ»!
5. «Какие насекомые весной просыпаются?» Руки к плечам «крылышки», помахать ими с проговариванием «з –з –з».
6. «Жучки летают». Бег с махами полусогнутых «крылышек» и «Жужжанием» (замри – отомри) .
Полетели, полетели
И ко мне все прилетели.
Русская народная игра «Маргаритки»
«Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе,
Хочет снова все собрать, только надо нас догнать.
Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита их ловит. Догнав ребёнка, она произносит: «Цветник». По этому сигналу пойманный игрок должен пойти в «цветник». Когда там соберётся 5-6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей «маргариток» в «цветнике».