Людмила Слепченкова
Программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
В ГУ СО СРЦ «Волжанка» ежегодно проходят реабилитацию около 300 детей. Дети, поступающие в Центр «Волжанка» характеризуются неадекватными формами поведения и общения, низкой познавательной и творческой активностью, деформацией нравственных ориентиров. Для большинства подростков, проходящих реабилитацию в Центре, характерна интеллектуальная пассивность, отсутствие желания и привычки думать, решать задачи. Для таких подростков характерно наличие отрицательного отношения к умственной деятельности. У них наблюдается неустойчивая память, внимание, снижена работоспособность. Познавательное развитие подростков охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни.
Публикация «Программное направление „Кладовая знаний“ в рамках программы „Островок надежды“, цикл „Познание“» размещена в разделах
Таким образом, наиболее актуально перед подростками стоят проблемы:
низкого интеллектуального развития,
несформированности научно-популярных представлений об окружающей действительности, знаний об общественно-политической жизни страны и мира,
отсутствие положительного примера и правильных жизненных ориентиров.
Все вышеперечисленные факторы в дальнейшем могут привести к более глубоким отклонениям как в познавательной, поведенческой так и в эмоционально-волевой сферах.
В связи с этим было разработано программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание».
Предлагаемая программа имеет чётко определённые конечные цели, что определяет её целенаправленность, представляет собой цикл занятий способствующих достижению цели.
Программа состоит из 3 основных блоков, включающих комплексные коррекционно - развивающие мероприятия. Занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение представленных в программе заданий и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого подростка.
Направление «Работа с родителями» включает в себя тематические беседы - консультации, анкетирование, устный опрос, изготовление и распространение памяток, буклетов, рекомендаций
Цель программы : развитие познавательной и творческой активности, коррекция нравственных ориентиров подростков 11- 17 лет.
Задачи:
- формирование познавательной мотивации
- формирование проблемно - поискового мышления (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы);
- формирование научно - популярных представлений об окружающей действительности;
- ознакомление с интересными событиями из жизни замечательных людей;
- содействие нравственному воспитанию подростков;
-формирование навыков творческого мышления и самовыражения в процессе познавательной деятельности;
- побуждение подростка к самостоятельному поиску знаний;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников.
Участники реализации программного направления : воспитатель стационарного отделения круглосуточного пребывания.
Объект: воспитанники ГБУ СО СРЦ «Волжанка» 11- 17 лет и члены их семей, нуждающиеся в социальном обслуживании.
Срок реализации программы : программа рассчитана на 6 месяцев и носит долгосрочный характер.
Традиционные формы работы:
групповые коррекционно-развивающие занятия
подгрупповые коррекционно-развивающие занятия
индивидуальные занятия
консультирование
Нетрадиционные формы работы:
занятие - презентация
конкурс творческих работ
дискуссия
диспут
занятие с элементом тестирования
анкетирование
очные и заочные экскурсии
моделирование ситуаций
деловая игра
ролевая игра
интеллектуальная игра
исследовательский мини - проект
гостиная (поэтическая)
час общения
проблемная лекция
семинар
пресс-конференция
Методы работы:
- наглядный метод (использование информационно – коммуникативных технологий: презентаций, слайдов, фильмов; организация книжных выставок, стендов, демонстрация натуральных объектов)
- практический метод (практическая работа, моделирование объектов, практические и проблемные задания, коллективные творческие дела, экспериментирование, исследование.
- проектный метод (создание условий, при которых воспитанники учатся приобретать недостающие знания из различных источников, развивать коммуникативные умения и системное мышление)
- метод дебатов (научить воспитанников формировать и отстаивать свою позицию, развивать навыки, необходимые для ведения диалогов и дискуссий, переговоров)
- кейс-метод ( метод коллективного анализа ситуаций: осмысление реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы, при этом сама проблема не имеет однозначных решений)
- эвристический метод (проблемно поисковый, основной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отношение к процессу, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания; позволяет осознать и почувствовать творческую задачу, что создаёт прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности)
- совместное оценивание (привлечение воспитанников к оценочной деятельности);
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту воспитанника (для анализа предлагается описание конкретного случая из жизни героя фильма, литературного произведения, в ходе которого подростки должны дать оценку правильности (неправильности) их действий)
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;
- поощрение детей, создание ситуации успеха на занятии;
-метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
-здоровьесберегающий метод
Динамическая пауза
мимические упражнения
минутка отдыха для глаз
упражнения на снятие мышечного напряжения и возбуждения
режим «зрительных горизонтов» (по Л. П. Уфимцеву и В. Ф. Базарнову)
Деятельность в рамках программы :
Коррекционно - реабилитационная работа в рамках реализации программы осуществляется в условиях старшей группы стационарного отделения круглосуточного пребывания, где проходят реабилитацию дети 11-17 лет. При поступлении ребёнка из приёмного отделения осуществляется уточняющая диагностика, через 3 месяца срезовая, через 6 месяцев итоговая диагностика.
Через 3 и 6 месяцев проводится мониторинг, который подводит итог коррекционно-реабилитационной работы с каждым воспитанником. Программа носит периодичный характер, включая работу с родителями. Работа осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану.
Предполагаемые этапы реализации программного направления :
1. Диагностический
Ориентировочное диагностическое обследование направлено на :
- исследование мотивации на приобретение новых знаний
- выявление и оценка имеющихся у подростков научно - популярных представлений об окружающей действительности;
- выявление суждений подростков об основных нравственных качествах личности, их отношение к нравственным нормам.
- определение творческого мышления (быстрота и точность выполнения предлагаемого задания) и способности самовыражения в процессе познавательной деятельности;
-определение коллективистической направленности личности, умения разумно соотнести и подчинить личные интересы групповым.
Диагностическая работа предполагает проведение 3 индивидуальных занятия с каждым ребенком
Критерий оценки познавательной и творческой активности, нравственных ориентиров Методики
Степень познавательной активности и мотивации к получению новых знаний Методика «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильин и
Н. А. Курдюкова
Анкета «Познание как ценность»
Побуждение к самостоятельному поиску знаний. Методика «Недописанный тезис» (Если я встречусь с трудностями в работе, то я… Если я в чём-то ошибся, то я)
Наличие научно - популярных представлений об окружающей действительности и их связь с личным опытом подростка как начальный этап формирования мировоззренческих идей, взглядов, убеждений Методика "Общая ориентация подростков в окружающем мире и запас научно-популярных знаний"
Тест «Мой родной город» Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Методика «Анализ значимых событий»
выявить представления подростков о моральных категориях,
составляющих основу нравственной устойчивости.
Методика для изучения представлений и суждений
подростков о нравственных категориях: «Как я понимаю слово….».
«Мини-сочинение» (Что значит любить свою Родину? Герои моего города.)
«Продолжи предложение» (Что я хочу изменить в своей жизни? Мне кажется что настоящий человек - это)
«Незаконченное предложение» (Когда у человека есть цель… Больше всего я хочу быть похожим на)
Этические задачи
Определение творческого мышления и способности самовыражения в процессе познавательной деятельности; Методика для выявления поисковой активности (Тест «Порог активности») Методика ТРИЗ
определение коллективистической направленности личности, умения разумно соотнести и подчинить личные интересы групповым. Методика «Рисуночный тест» (Вариант И. Шванцара).
Методика «Мишень»
Методика «Ранжирование»
Наличие умения решать проблемные ситуации;
Наблюдение
Методика «Веер»
Методика опроса
2. Реабилитационный
Включает в себя 3 блока:
1 Блок «Литературная гостиная»
Задачи:
- ознакомление с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, с их произведениями;
- развитие познавательной активности детей;
- формирование положительного примера для подражания, правильных жизненных ориентиров;
- ознакомление с историческими событиями из жизни страны
Количественный результат:
Предполагает проведение -24 занятия
Ожидаемый результат блока: познакомятся с интересными событиями из жизни и деятельности писателей и поэтов; приобретут навыки, умение и опыт самостоятельной интеллектуальной деятельности.
2 Блок «Мир увлечений»
Задачи:
- ознакомление с интересными событиями из жизни замечательных людей;
- формирование проблемно-поискового мышления (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем);
- побуждение подростка к самостоятельному поиску знаний
- развитие интеллекта
- сформирование научно - популярные представления об окружающей действительности.
Предполагает проведение -24 занятия
Экскурсий - 2
Ожидаемый результат блока:
Систематизируются знания о жизни и деятельности замечательных людей.
Активизируются познавательная активность подростков.
Сформируются проблемно-поисковое мышление.
Повысится уровень творческого мышления и самовыражения в процессе познавательной деятельности.
3 Блок «Окно в природу»
Задачи:
-ознакомление с интересными фактами из жизни растений и животных;
-формирование экологических знаний;
-воспитание любви к природе и родному краю;
-знакомство с природой, природными ресурсами нашего края;
В программе широко используются технические средства обучения: компьютер, фотоаппарат.
Предполагает проведение -24 занятия
Ожидаемый результат блока: расширят знания о предметах и явлениях окружающей среды.
4 Блок Работа с родителями
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах организации развития подростков в познавательной деятельности.
Работа направлена на информирование
Данное направление включает в себя :
--- тематических бесед -12
--- консультаций и рекомендаций по запросам 3
--- изготовление и распространение
памяток - 2
буклетов-1
Ожидаемый результат: семья направлена на повышение социального уровня, повышение педагогического потенциала и проявление заботы о подростках членами семьи, организацию досуга воспитанников, у родителей сформируются бережные взаимоотношения со своими детьми и эмоциональная поддержка.
Ожидаемые результаты программного направления.
Количественные:
Данная программа предполагает :
Проведение организационных занятий по блокам:
«Диагностика» - 3 индивидуальных занятия с каждым ребёнком
«Литературная гостиная» - 24 занятия
«Мир увлечений» - 24 занятия
«Окно в природу» - 24 занятия
Работа с родителями- 3
Рекомендации - по вопросам - 10
Качественные
Предположительно дети:
1. приобретут навыки, умения и опыт самостоятельной интеллектуальной деятельности;
2. научатся осуществлять проектную деятельность, исследовать различные проблемные вопросы, выступая в роли аналитиков, журналистов, социологов;
3. расширят знания о предметах и явлениях окружающей среды;
4. познакомятся с интересными событиями из жизни замечательных людей;
5. повысят познавательную активность
Методические средства, используемые для реализации программы :
Реализация данной программы позволит подросткам развивать познавательные способности, повысит умственную работоспособность, расширит кругозор, активизирует творческое мышление, умение нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.