Виктория Кремнева
Программно-дидактический комплект «Речь: плюс» как комплексное решение по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обзор основных образовательных программ дошкольного образования в части речевого развития
ООП «Вдохновение» — это инновационное комплексное решение для дошкольных образовательных организаций с учетом этнокультурного компонента региона в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, требованиями Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора.
Публикация «Программно-дидактический комплект „Речь: плюс“ как комплексное решение по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель Программы – целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста сообразное актуальной социокультурной ситуации детства и требованиям современного общества и государства через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Среда, предлагаемая Программой, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы познания окружающего мира и другие формы детской активности.
Основная задача Программы – предоставить Детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться высокого качества современного дошкольного образования в России.
Принципы и подходы программы лежат в основе нормативной базы современного дошкольного образования РФ.
Авторы программы являются соавторами ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программы, научно методического обеспечения исследований качества дошкольного образования Рособрнадзора.
Программа детализирует карту совершенствования российского дошкольного образования на уровне образовательных целей, содержания, процесса и условий.
Программа «Вдохновение» построена на серьезной научной доказательной базе в области детской психологии, психофизиологии и педагогики.
В основе программы — концептуальные положения социального конструктивизма, родоначальником которого является Л. С. Выготский.
Принцип совместного действия - со-конструкции - является стержневым ядром Программы.
Программа, поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, подчеркивает, что образование в то же время является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в которых дети взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы.
Полагаться только на происходящие у детей процессы самообразования, как это предусматривает самообразовательный подход, недостаточно. Со- конструктивный характер образовательного процесса подразумевает активность как ребенка, так и взрослого. Данный принцип позволит максимально эффективно использовать образовательные и развивающие ресурсы игры, предметной среды, социальной ситуации.
Принципы программы :
• Принцип поддержки разнообразия детства;
• Принципы со-действия, сотрудничества и участия;
• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов;
• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов;
• Принцип дифференциации обучения;
• Принцип эмоционального благополучия;
• Принцип обучения на модели собственного поведения;
• Принцип признания права на ошибку;
• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах;
• Принцип преемственности.
Связь с другими образовательными областями:
Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями:
• социально-коммуникативного развития;
• познавательного развития;
• художественно-эстетического развития;
• физического развития.
Стандарт и примерная программа отказывается от применения жестких нормативов возрастного развития, определяя достижения ребенка, связанные с возрастом, как «возможные». При этом одни дети могут значительно опережать средние показатели, в то время как другие, наоборот, отставать от них.
Сензитивные периоды в речевом развитии :
• Словарь, как правило, формируется у ребенка к 8-10 годам;
• грамматический строй (на уровне языкового чутья) — к 6-8 годам;
• звукопроизношение - к 5-6 годам;
• связная речь (диалог и монолог) формируется всю жизнь, т. к. является основой речевой деятельности человека.
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
• Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.
Речевое развитие связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями.
Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями, решать конфликтные ситуации, регулировать речевые действия.
• Приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, аудиозаписей, рассказов в картинках и др.
Овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.
Длительных долгосрочных эффектов развития речи следует ожидать не от реализации специальных программ и занятий (например, с логопедом, но от постоянного пребывания ребенка в речевой среде, насыщенной смыслом и культурными образцами общения, от поддержки речевой инициативы ребенка в повседневной жизни в детском саду и семье, а также от включенности ребенка в образовательные события в дошкольной организации и за ее пределами.
Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности.
Ступень речевого развития ребенка определяется посредством педагогического наблюдения.
Программа предлагает педагогам практические методики для ведения наблюдений по всем направлениям, которые позволят педагогам развить способность к наблюдению и взаимодействию с детьми, адекватной оценке актуального уровня развития ребенка и его особенностей, научат принимать профессиональные решения на основе учета всех факторов. «Речь : плюс. Программа речевого развития»
1. Целенаправленная работа по развитию предпосылок грамотности в широком смысле, что способствует общему речевому развитию ребенка.
В образовательной программе «Вдохновение» понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле — это совокупность коммуникативного и социального опыта ребенка, знаний и умений, связанных с поисково-исследовательской, бытовой деятельностью, с языковой, книжной, письменной культурой.
2. «Речь в повседневной жизни» представляет собой работу, направленную на общее овладение ребенком речью в контексте ситуаций повседневной жизни, детской деятельности, режимных моментов и в других образовательных областях.
Решение этой задачи является важнейшим аспектом для всех других образовательных областей, каждая из которых вносит в общее речевое развитие свой особый вклад.
3. «Речь повсюду» — речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей.
4. Игры-открытия для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с использованием материалов и простейших заданий, целенаправленно развивающих речевые способности.
Для проведения специальных занятий предлагаются материалы для оформления речевого уголка в групповом помещении или отдельного помещения (в зависимости от ресурсов организации).
5. Создание предметно-пространственной среды для полноценного овладения детьми речью.
Речевое развитие происходит в определенных условиях:
• «естественных» (социальная среда и окружение, речевая среда и общение со взрослыми и детьми, семейное благополучие);
• «специально созданных» (предметная среда, целенаправленная работа педагогов, изучение состояния устной речи детей, взаимодействие с семьей).
Формирование необходимых для обеспечения качества образовательного процесса профессиональных компетентностей педагогов в ходе дополнительного профессионального обучения и профессионального консультирования.
Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию :
• всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи);
• форм речи (диалог и монолог, устная и письменная речь);
• функций речи (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Что же происходит в детских садах? Что мы можем наблюдать?
• Занятия по 15-30 минут 2-3 раза в неделю; прямое обучение; перенос принципов школьного преподавания в образовательную деятельность в детском саду.
• Концентрация на отработке изолированных грамматических, лексических, фонетических задач, отсутствие целостности.
• Все дети группы делают одно и то же, на одинаковом уровне, с одинаковыми материалами.
• Задача педагога — подготовить план и конспект, провести соответствующие занятия. Педагог полностью определяет содержание, методы и порядок работы.
• Педагог активен: объясняет, показывает, учит. Дети пассивны: слушают, выполняют, мало говорят, отвечают на закрытые вопросы.
• Педагогические технологии выбираются в соответствии с предпочтениями и интересами педагога.
ООП «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. - разработана в соответствии с Федеральный государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и доработана с учетом майских указов Президент (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 20. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Цель программы – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Программа продолжает лучшие традиции отечественного дошкольного образования и учитывает результаты современных отечественных и зарубежных исследований в области дошкольной педагогики и психологии и последних исследований качества дошкольного образования.
Авторы программы основываются на научных положениях, разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготском и его последователей.
Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития.
Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" базируется на семи основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики. Эти принципы настолько важны и всеобъемлющи, что мы совершенно обоснованно обозначаем их здесь как «Семь золотых принципов дошкольной педагогики». Причем, если первые шесть принципов это уже всемирно признанная классика отечественной науки, то седьмое положение о необходимости создания ПДР (пространство детской реализации) это одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу.
«Семь золотых принципов» :
1. ЗБР (Зона ближайшего развития).
2. Культуросообразность.
3. Деятельностный подход.
4. Возрастное соответствие.
5. Развивающее обучение.
6. Амплификация развития.
7. ПДР (Пространство Детской Реализации).
Образовательная область речевое развитие
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Развитие речи с детьми от 2 – 3 лет
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Связная речь. Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (что? кто? что делает) и более сложные вопросы (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда).
Художественная литература. Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
Развитие речи с детьми 3 – 4 лет
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывать детям образцы обращения, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самостоятельных играх.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п - б; т -д; к - г; ф - в; т - с; з - ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Связная речь. Развивать диалогическую речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций B ций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.
Приобщение к художественной литературе. Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения.
Развитие речи с детьми 4 – 5 лет
Развивающая речевая среда. Удовлетворять потребности детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Грамматический строй речи. Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливливай меня, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Развитие речи с детьми 5 – 6 лет
Развивающая речевая среда. Развивать речь как средство общения. Расширить представления детей о многообразии нашего мира. Предлагать для рассматривания народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала, иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, продукции картин (в том числе из дореволюционной России).
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов: наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко).
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений.
Развитие речи с детьми 6 – 7 лет
Развивающая речевая среда. Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения.
формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представление о предложении (без грамматического определения).
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Содержание опытной работы по использованию программно-дидактического комплекта «Речь : плюс» в условиях дошкольной образовательной организации
Обучаясь в педагогическом колледже на специальности дошкольное образование, в ходе преддипломной практики мы хотели апробировать эффективность программно-дидактического комплекта «Речь : плюс». Но в связи с последними событиями пандемии и самоизоляции, детские сады закрыли, а практика проходила в дистанционном режиме. Поэтому нами была предпринята попытка частично перевести комплект «Речь : плюс» в электронный вид с помощью ИКТ оборудования, чтобы у детей была возможность поработать с комплектом дома.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Этапы игровой технологии
1 этап - обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап - организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
3 этап - определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры. Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнром, за которого ребнок разговаривает. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
ИКТ – технологии Информационно-образовательная среда – открытая педагогическая система, сформированная на основе различных информационных ресурсов, современных средств ИКТ и педагогических технологий.
Перечень оборудования:
• интерактивная панель SMART;
• ноутбук / компьютер.
Нами были переведены следующие игры:
Слова «Обобщения»
1. Собери «Вид» - формирование видовых обобщенных понятий и закрепление их в речи. (рисунок 1)
Игровая задача: подобрать все 6 карточек к определенному обобщению (карточке «Вид»). В игре используются карточки «Вид» (по числу игроков) и карточки «Слово» к ним.
2. Собери «Род» - формирование родовых обобщенных понятий и закрепление их в речи. (рисунок 2)
Игровая задача: подобрать полный перечень рисунков (максимум 36) к определенному обобщению (карточке «Род»). В игре используются карточки «Род» по числу игроков (или команд, карточки «Слово» к ним.
Слова «Антонимы» (рисунок 3)
Игровая задача: взять карточку, найти ей пару с противоположным значением. Проверить подходят они друг другу, или нет соединив их.
Пазлы – сказки
Вариант 1. Рассказать сказку по составленному пазлу. (Рисунок 4)
Вариант 2. Расставить пазлы в правильной последовательности, проверить себя раскрыв затемненные шторки и рассказать сказку. (рисунок 5)
Кубики
Расскажи историю (рисунок 6)
Игровая задача: придумать свою историю из предложенных кубиков и рассказать ее.
Звуковые карты (рисунок 7)
Игровая задача: определить где находиться звук л, в начале, середине или конце слова, открыв соответствующую ячейку под картинкой.
Буквы и элементы букв
1. Узор (рисунок 8)
Игровая задача: выложить на бланке-задании узор или картинку из элементов букв.
2. Буквенный конструктор (Рисунок 9)
Игровая задача: собрать букву из элементов.
Речевые поля «Времена года» (рисунок 10)
Игровая задача: сравнить и проследить сезонные изменения на картинках.