Наталья Потапова
Программа занятий по конструированию во второй младшей группе. Планирование на год
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование во второй младшей группе
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, машинка заезжает в гараж и т. д. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала. Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.
Публикация «Программа занятий по конструированию во второй младшей группе, Планирование на год» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Основные цели программы :
1. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию.
4. Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения конструированием.
Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы
-Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).
-Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.
-Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.
- Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).
-Подводить малышей к анализу созданных построек.
-Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала, учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).
-Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.
Материалы, оборудование, необходимые для реализации программы :
1. Деревянный строительный конструктор;
2. Конструктор Лего;
3. Конструктор магнитный;
4. Большие цветные кубики.
При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования :
- Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов ( деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки, магнитный конструктор) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей. Модельное конструирование предполагает использование готового строительного материала.
- Художественное — это создание на участке построек из снега и песка. Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность. Художественное конструирование предполагает импровизацию. Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий. Постройки из снега часто носят коллективный характер в силу их масштабности.
Темы для конструирования
Во второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.
1. «Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка,
2. «Длинные и короткие дорожки».
3. «Будка для собачки»,
4. «Коврик для кошки».
5. «Гараж для машинки».
6. «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
7. «Высокая башня для принцессы».
8 «Строим домик для животных».
9. «Грузовик и дорога».
10. «Ёлочка».
11. «Наряжаем елочку».
12. «Мост».
13. «Строим дом»
14. «Грузовая машина».
15. «Кораблик».
16. «Робот».
17. «Забор».
18. «Лесенка с горкой».
19. «Дерево»
20. «Собачка».
21. «Самолет»,
22. «Мой город».
23. «Ракета».
24. «Железная дорога».
25. «Мост через реку для машин».
26. «В мире животных».
27. «Башня».
28. «Конструирование на свободную тему».
Занятие по конструированию в ДОУ имеет определё нную структуру:
1. Вводный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).
2. Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).
3. Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут).
Это важно. НОД по конструированию во второй младшей группе не превышает 15 минут.
Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности
Октябрь.
Первая неделя. Деревянный конструктор «Мебель для куклы»
Цель: Познакомить детей с новым видом конструктора, учить детей строить мебель одинакового цвета. Учить подбирать детали нужные по форме и размеру.
Втора неделя. Деревянный конструктор. «Длинные и короткие дорожки»
Цель: Учить детей понятиям длиннее, короче. Продолжать учить подбирать конструктор нужной формы, цвета и размера. Учить детей строить ровные дорожки разной длинны. Повторить правила дорожного движения.
Третья неделя. Конструктор Лего. «Будка для собачки»
Цель: Познакомить детей с новым видом конструктора и его деталями. Научить детей класть кирпичик на кирпичик, чтобы получилась будка. Продолжать учить цвета.
Четвертая неделя. Конструктор магнитный «Коврик для кошки»
Цель: Познакомить детей с новым видом конструктора и его особенностях (не все части могут крепиться друг к другу). Научить делать коврик для кошки из разных деталей конструктора.
Ноябрь.
Первая неделя. Конструктор Лего. «Гараж для машинки»
Цель: Продолжать учить детей выкладывать кирпичики так, чтобы получился гараж для машинок. Дать понятие детям, чем отличает гараж грузового автомобиля от гаража легкового (высотой и размером). Научить выбирать строительный материал для этого строительства. Соотносить размер машины и делать постройку более устойчивой.
Вторая неделя. Конструктор Лего. «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
Цель: Учить детей делать забор и перегородки высокие и низкие, разного цвета и формы. Узнать у детей, какие животные живут в зоопарке.
Третья неделя. Большие кубики. «Высокая башня для принцессы»
Цель: Познакомить детей с новым видом конструктора. Продолжать учить детей понятиям высокий, низкий. Учить строить высокую и низкую башни для принцессы с использованием конструктора разной формы (куб, цилиндр, конус).
Четвертая неделя. Деревянный конструктор. «Строим домик для животных».
Цель: Закрепить знания детей в строительстве домов из деревянного материала. Прививать любовь к природе и животным, закрепить понятия домашние животные. Развивать аккуратность и бережливость.
Декабрь
Первая неделя. Деревянный конструктор. «Грузовик и дорога».
Цель: Закрепить знания детей о разных видах грузового транспорта. Учить правилам строительства машины (показать иллюстрацию, закрепить названия деталей для строительства). Вспомнить правила движения на дороге для водителя и пешеходов.
Вторая неделя. Конструктор Лего. «Елочка».
Цель: Показать детям как из кубиков конструктора можно сделать елочку. Елочку можно сделать объемную или плоскостную. Объяснить последовательность действий наглядным примером.
Третья неделя. Конструктор Лего. «Украсим елочку».
Цель: Закрепить умения детей строить елочку. Учить детей украшать концы веток елочки кубиками разного цвета (Шарики). Цвета выбираются детьми самостоятельно.
Январь.
Вторая неделя. Магнитный конструктор. «Строим дом» Цель: Учить детей строить дом из магнитного конструктора. Делать куб из квадратов, затем крышу из треугольников. Закрепить знания о цветах. Третья неделя. Конструирование из снега. «Мост» Цель: Познакомить детей с новым видом конструирования из снега. Закрепить понимание детей, что строить можно только из липкого снега. Учить детей строить мост путем насыпи из снега. Учить утрамбовывать снег для того, чтобы постройка была крепкой. Четвертая неделя. Деревянный конструктор. «Грузовая машина». Цель: Закрепить знания детей о видах грузового транспорта. Продолжать учить детей правилам строительства машин с помощью схемы. Проговорить правила перехода через проезжую часть.
Февраль.
Первая неделя. Конструктор Лего. «Кораблик». Цель: Выяснить с детьми, где плавают корабли, что можно на них перевозить. Выяснить из каких частей состоит корабль: корпус, палуба, трубы. (Рассматривание картинок с кораблями). Учить детей подбирать нужные детали конструктора. Учить строить корабль.
Вторая неделя. Конструктор Лего. «Робот». Цель: Продолжать учить детей строить из деталей конструктора по схеме. Закрепить умение подбирать детали нужные по размеру и форме.
Третья неделя. Конструирование из снега. «Забор»
Цель: Продолжать учить детей лепить из снега снежные комки, из них делать забор. (Четко огороженную территорию). Учить ставить комок на комок. Закрепить знания о понятиях высокий и низкий наглядным примером.
Четвертая неделя. Деревянный конструктор. «Лесенка с горкой»
Цель: Продолжать учить детей строить из деревянного конструктора. Продолжать учить подбирать детали одного цвета. Закрепить понятие один и много.
Март.
Вторая неделя. Конструктор Лего. «Дерево»
Цель: Показать детям как из кубиков конструктора можно сделать дерево. Дерево можно сделать объемное или плоскостное. Объяснить последовательность действий наглядным примером.
Третья. Конструктор Лего. «Собачка».
Цель: Вспомнить домашних животных. Показать картинку с собакой. Показать детям, как из конструктора можно собрать собаку. Закрепить умение детей работать с конструктором по схеме.
Четвертая неделя. Магнитный конструктор. «Самолет».
Цель: Вспомнить воздушный транспорт. Продолжать учить детей работать по схеме. Учить строить самолет из магнитного конструктора. Продолжать учить детей подбирать нужные по форме и цвету детали.
Апрель.
Первая неделя. Конструктор Лего. «Мой город».
Цель: Вспомнить вместе с детьми, какие постройки или достопримечательности есть в городе. Что им больше всего запомнилось. Закрепить умения строить дома, высотки. Закрепить понятие, что в домах есть окна и двери.
Вторая неделя. Магнитный конструктор. «Ракета».
Цель: Поговорить с детьми о Дне Космонавтики. Рассказать о космосе и космическом транспорте. Учить строить ракету по схеме. Приучать аккуратной уборке деталей конструктора в соответствующие коробочки.
Третья неделя. Деревянный конструктор. «Железная дорога».
Цель: закрепить знания детей о еще одном виде наземного транспорта поезд. Объяснить детям части, из которых состоит поезд и вся железная дорога. Объяснить алгоритм сборки поезда: рельсы, шпалы, колеса, вагоны.
Четвертая неделя. Конструктор Лего. «Мост через реку для машин».
Цель: вспомнить знания детей о мостах и показать картинки разных мостов. Дать понятия подвесной, на сваях и перекидной мост. Научить строить мост на сваях, правильно выбирать детали для строительства.
Май.
Вторая неделя. Конструктор Лего. «В мире животных»
Цель: Вспомнить диких и домашних животных. Показать детям как из конструктора можно сделать разных животных. Работа по схемам.
Третья неделя. Конструирование из песка. «Башня».
Цель: Познакомить детей с новым материалом для конструирования. Закрепить знания о том, что строить можно только из мокрого песка. Из сухого не получится. Он будет рассыпаться. С помощью ведер и формочек построить башню.
Четвертая неделя. «Конструирование на свободную тему».
Цель: Закрепить все полученные знания за год обучения и поиграть в понравившиеся игры.
Фотогалерея: идеи построек из строительного материала
Башни можно строить из деталей разной формы
Сиденье и спинку стула нужно подобрать по цвету
Дети создают постройки, опираясь на карточку с изображением
Животные могут быть сделаны из деталей одного цвета
Гараж из конструктора может иметь красивое цветовое решение
Анализ занятия по конструированию
Обучая детей конструированию, особое внимание необходимо уделять анализу занятия. При этом оценивается не только конкретный результат работы (красивая и аккуратная постройка или поделка, но и сам процесс конструирования : как внимательно ребята рассматривали образец, подбирали материалы, последовательно ли выполняли действия, использовали ли вспомогательные техники.
Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.
Список литературы:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
• Лиштван З. В. «Конструирование : пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 1981
• Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
• Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
• Л. Г. Комарова «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
• Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники». – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.