Ирина Уткина Валерьевна
Программа взаимодействия с родителями МБДОУ
▼ Скачать +Заказ
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Публикация «Программа взаимодействия с родителями МБДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями :
«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1.
«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п. 3. 2. 1)
Задача - оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью в плане единых подходов в воспитании ребенка.
1. Целевой раздел
Актуальность программы
Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день.
Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно - воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада.
Программа разработана на основании примерных образовательных программ дошкольного образования, с нормативными документами:
- законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ
-приказом Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384)
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 Российской Федерации.
1.1. Цели и задачи
Цель программы : Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
1. Повышение теоретических знаний по теме.
2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй, способствующие активизации и обогащению воспитательных и образовательных умений родителей.
3. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
1.2. Основные принципы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются :
• создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
• сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
• сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
• родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
• улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
Реализация программы рассчитана для работы с детьми от 2 до 7 лет. Содержание программы реализуется поэтапно, через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
2.1. Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ.
1. Информационно – аналитическое: Изучение семье, ее особенности
2. Познавательные: Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей
3. Наглядно – информационные: Донести до родителей информацию.
4. Досуговые: Совместные мероприятия с родителями
2.2. Основные формы реализации программы :
Традиционные формы взаимодействия.
• Беседы
• оформление папок-передвижек и стендов
• Дни открытых дверей
• родительские семинары
• Выставки совместных работ
• Консультации
• Родительские собрания
• Совместные праздники и развлечения
• Работа с родительским комитетом
Нетрадиционные формы взаимодействия.
• Фотовыставки
• Проведение акций
• Презентации
• Круглый стол
• Проведение мастер-классов
• Проведение тренинга и деловой игры
• Совместные прогулки и экскурсии
• Брошюры, листовки и буклеты
Инновационные формы
• Сайт детского сада.
• Проектная деятельность («Центр воды и песка», «Огород на подоконнике»).
• Участие в региональных, во Всероссийских конкурсах детского творчества
2.3. Этапы реализации программы
Первый этап – подготовительный
Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический
Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
3. Организационный раздел
3.1. Законодательно-нормативное обеспечение программы :
• Закон РФ «Об образовании»,
• Концепция дошкольного образования,
• Семейный кодекс,
• Устав МБДОУ «Детский сад № 64»,
• Договор с родителями.
4. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
4.1. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1
Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.
Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?
Анкета для родителей №3
Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в Приложение 2.
1- 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений;
4- 6 показатели: по результатам анкеты №3, и наблюдений;
7 - 8 показатели: по результатам анкеты №2;
9, 10, 11 показатели по результатам наблюдений и индивидуальных бесед.
4.2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т. д.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в Приложение 3.
Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Данные заносятся в таблицу 2,3, что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20%, высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост показателей не менее чем на 20% ежегодно.