Юлия Васильевна Кармакова
Программа внеурочной деятельности по ФГОС ООО «Русский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка…. 2-4
Раздел 2. Планируемые результаты…. …4-5
Раздел 3. Содержание программы….…5-8
Раздел 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы….8-9
Список литературы…. …10
Цифровые образовательные ресурсы…. 10
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Русский язык? Русский язык! Русский язык…» разработана для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Публикация «Программа внеурочной деятельности по ФГОС ООО „Русский язык“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Русский язык, конспекты уроков
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Русский язык? Русский язык! Русский язык…» для работы с одарёнными учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Цель программы – обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов по русскому языку в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования для повышения качества образования и реализации процесса становления личности.
Задачи программы
Обучающие:
• создать деятельностные ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделах «Фонетика. Орфоэпия», «Графика. Орфография. Пунктуация», ««Лексика. Фразеология», «Морфемика. Словообразование. Этимология», «Морфлогия», «Синтаксис. Пунктуация»,
«Культура речи»;
• спроектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении разделов «Фонетика. Орфоэпия», «Графика. Орфография. Пунктуация», ««Лексика. Фразеология», «Морфемика. Словообразование. Этимология», «Морфлогия», «Синтаксис. Пунктуация», «Культура речи»;
• пробуждать потребность у учащихся в самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
• развивать творческие способности и совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
• совершенствовать коммуникативные действия учащихся;
Воспитывающие:
• воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к литературе.
• воспитывать культуру обращения с книгой;
Развивающие:
• формировать мотивацию к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
• формировать навыков исследовательской деятельности учащихся через проектную деятельность;
• развивать умение использовать в образовательной деятельности справочной литературой, интернет ресурсами.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, пунктуации, лексики и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, морфлогии, синтаксиса, пунктуации, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как исследования, проекты, конкурсы, КВН, игры, викторины, шарады, метаграммы и др.
На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. При организации учебных занятий используются современные педагогические технологии:
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• проектная технология.
Программа имеет большое практическое значение, так как способствует повышению интеллектуального уровня учащихся при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фонетика. Орфоэпия», «Графика. Орфография. Пунктуация», «Лексика. Фразеология», «Морфемика. Словообразование. Этимология», «Морфлогия», «Синтаксис. Пунктуация», «Культура речи». Расширяется кругозор, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой. А также дают возможность учителю удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа учитывает возрастные и психологические особенностей развития детей 11–12 лет. На изучение материала программы отводится один час в неделю.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа ориентирована на формирование личностных метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
• потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользо-
ваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные:
• представление о роли русского языка;
• освоение базовых понятий лексики;
• проведение лексического анализа слова;
• осознание эстетической функции родного языка.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности является создание ситуации для творческой самореализации.
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Устной речи секреты.
(Фонетика. Орфоэпия)
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.
Ударение, его разноместность, подвижность при формо и словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Письменной речи секреты.
(Фонетика. Орфоэпия. Графика)
Состав русского алфавита, названия букв.
Соотношение звука и буквы.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Применение знаний по фонетике в практике правописания
Изучение данного материала организуется в форме проектной деятельности. Обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Тайны русского языка
(Лексикология. Фразеология).
Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу
других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка
(литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и историческихтекстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синоним многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
При изучении данного раздела организуется работа с научно-познавательной литературой по этимологии слов, а также с языковыми средствами выразительности на примере художественных произведений; работать со словарями.
Проведение занятий предполагается в форме практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, презентации исследовательских работ.
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая и производная основы. Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Проведение занятий предполагается в форме занимательных занятий, на которых изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела проводится презентация проекта.
Секреты морфологии.
(Морфология)
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
При изучении данного раздела практические занятия проводятся с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Проведение занятий предполагается в форме интеллектуальных игр, интерактивных занятий, презентации проектов
Синтаксис. Пунктуация.
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и
неосложнённой структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение.
Сложные предложения.
Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
При организации учебных занятий используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Культура речи.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
На занятиях рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. Проведение занятий предполагается в форме пресс-конференций, интеллектуальных игр.
РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ Дата Тема занятия
1 Организационное занятие
Устной речи секреты (4 часа)
2 Почему не всегда совпадает написание и звучание слова
3 Загадки законодателя произносительных норм литературного языка
4 Можно ли писать звуками или что такое звукопись
5 Обобщающее занятие «Какова речь, таков и склад»
Письменной речи секреты. (5часов)
6 История русского алфавита
7 Основная функция письменной речи
8 Может ли запятая повлиять на судьбу человека
9 Загадки правописания морфем
10 Защита проектов «Что написано пером, не вырубить топором».
Тайны русского слова. (8 часов)
11 Сказание о слове
12 Слова-старики и слова-юноши
13 Слова-близнецы
14 Слова-близнецы
15 Слова-противники
16 Секреты фразеологизмов
17 Где зарождаются фразеологизмы
18 Исследовательская работа «Фразеология в нашей жизни»
Загадки русского словообразования. (6 часов)
19 Тайна словообразовательной модели слова
20 Вьют ли гнёзда слова?
21 Почему изменяется морфемный состав слова
22 Зачем надо знать этимологию слов
23 В гостях у слова
24 Проектная работа «Сказочные превращения слова»
Секреты морфологии. (5 ч.)
25 В гостях у самостоятельных частей речи
26 Загадки имени существительного
27 Волшебные превращения имён прилагательных
В чём секрет глагола?
28 Чему служат служебные части речи
29 Проект «Слово толковое стоит целкового».
Синтаксис. Пунктуация (6ч)
30 Казнить? Нельзя помиловать?
31 Секреты синтаксиса
32 Исследовательская работа «Такие разные предложения»
Речевой этикет. (2 ч)
33 Насколько важен речевой этикет
34 Формулы речевого этикета
35 Обобщающее занятие. (1ч)
Русский язык? Русский язык! Русский язык…
Список литературы
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000 г.
2. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку : 5-9 классы. М. : ВАКО, 2012.
3. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
4. Волина В. В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
5. Григорян Л. Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1988
6. Даль В. И. Пословицы русского народа. М. : Просвещение, 1990.
7. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л. : Просвещение,1990.
8. Минскин Е. М. От игры к знаниям. М. : Просвещение, 1987
9. Павлова Т. И., Чигвинцева О. Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С. И. Львовой, В. В. Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
10. Пташкина В. Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2011.
11. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. М. : Просвещение, 1987
12. Чаплыгина И. Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. : Владос, 2000
13. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
14. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т. А. Чернова. М. : Планета, 2012.
15. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. Москва. Дрофа. 2007
Цифровые образовательные ресурсы
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Москва 2004
2. «Семейный наставник. Русский язык». Средняя школа 6 класс. Программно-методический комплекс. ООО «Хронбус» г. Москва
3. «Фраза» обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Гуру Софт. 2001 г.
4. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. ЗАО «1С», Москва, 2003г.