Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочное занятие в 3 «А» классе.
Тема: Великий, могучий русский язык
Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие русского языка; воспитывать чувство уважения к родному языку; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Публикация «„Великий и могучий русский язык“, Внеурочное занятие на кружке „Секреты речи“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оформление: плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык» (И. С. Тургенев)
Магнитофон
Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»
План-конспект
Учитель: Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.
(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие»)
Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка.
(Б. Захаров)
Учитель: Какие высказывания о русском языке вы знаете?
(ученики называют высказывания о русском языке)
Учитель: Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели. :
Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.
Суворов ободрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке.
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев
Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке)
Учитель: Учите русский -
Годы к ряду,
С душой, с усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нём самом.
Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.
Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира. Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.
Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.
Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.
^ 1. Разгадывание шарад:
Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.
Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)
Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)
Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник», Целым же в космос проник (спутник)
2. Занимательные вопросы:
•
Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
•
Каких камней не найдёшь в море? (сухих)
•
Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)
•
Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)
•
О чём ведётся разговор? – Это чёрная?
- - Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.
3. Метаграммы
Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.
•
С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)
•
С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)
4. Анаграмма
Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово
•
Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)
•
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)
•
Эта птица в небе вьется.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)
•
Я прежде обувью служил,
Крестьянин мною дорожил.
Но если буквы переставишь,
Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)
Заключительное слово учителя:
Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку.
-Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление? Чему учат эти высказывания?
Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка? Давайте изучать русский язык, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык.