Антонина Черкасова
Программа «Веселые смайлики» по пластилинографии для детей старшего возраста (5–6 лет)
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОО РАЙОНА
«ДЕТСКИЙ САД № 20 «Островок»
г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Согласовано»
Заместитель заведующей по ВМР
___ /Верещагина Е. А. /
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
протокол № 1от
«27» 08.2021г.
«Утверждено»
Заведующий МДОУ ВМР «Детский сад № 20 «Островок»
___/Саенко Л. А. /
Приказ № ___
от «27» 08.2021г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
Художественно-эстетической НАПРАВЛЕННОСТИ
Публикация «Программа „Веселые смайлики“ по пластилинографии для детей старшего возраста (5–6 лет)» размещена в разделах
- День смайлика, 19 сентября
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
(адаптированная)
для детей старшего возраста (5-6лет)
срок реализации программы 1 года
Составитель:
Воспитатель: Черкасова А. Г.
Вольск
2021 - 2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы 3
1.3. Принципы реализации Программы 4
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы 5
1.5. Планируемые результаты освоения программы 5
2. Содержательный раздел
2.1. Психолого – педагогические условия реализации Программы 6
2.2. Перспективное планирование программного содержания по подготовке к обучению грамоте 8
2.3. Мониторинг развития реализации программы 13
3. Организационный раздел
3.1. Режим и формы реализации Программы 17
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды кружка 18
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения 18
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностическая карта уровня развития художественно-творческих способностей.
19
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Цель кружковой работы:
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1. Образовательные:
• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
2. Развивающие:
• развитие мелких и точных движений пальцев рук;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
• развивать память, внимание, воображение, фантазию;
• развитие пространственного воображения, глазомера.
• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать изобразительную деятельность детей.
• Развивать сюжетно – игровой замысел.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать интерес к коллективной работе.
3. Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
• воспитание аккуратности, старательности;
• воспитание коммуникативных способностей детей;
• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
2. Содержательный раздел
Результаты освоения программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
1. Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
2 .В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря.
3. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
4. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
5. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
7. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Дети познакомятся с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Совершенствуют умение анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети свободно пользуются основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды мазков, создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира.
У детей разовьются пространственные представления и композиционные навыки, разовьется образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт, при создании лепных картин смогут использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец., пользуются для дополнения выразительности подручным бросовым материалом. Разовьется мелкая моторика пальцев рук. Дети будут знать-правила безопасной работы с разными ручными инструментами,материалами.
Появится интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности,
навыки аккуратного обращения с пластилином.
Дети будут стремиться доставить радость окружающим своей работой. помочь другу.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Контрольные задания.
Мониторинг.
Перспективное планирование программного содержания
по подготовке к обучению грамоте
Сентябрь Тема
I неделя «Бабочки»
Задачи: Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки. Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Познакомить с симметрией на примере бабочки. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.
II неделя «Хризантемы»
Задачи: Продолжать знакомство с миром природы. Стимулировать активную работу пальцев, закрепляя умение скатывать короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.
III неделя «Овощи с грядки»
Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания (в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина
IV неделя «Яблоки поспели»
Задачи: Продолжать освоение приемов пластилинографии. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон зеленого цвета.
V неделя «Осенние листочки»
Задачи: Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин. Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета в форме кленового листа.
Октябрь
I неделя «Ветка рябины»
Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики Развивать образное восприятие.
II неделя «Осеннее дерево»
Формировать умение детей в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
III неделя «Ежик с грибами»
Создавать плоские пластилиновые картинки. Раскрывать творческие способности детей, чувства цвета, формы
IV неделя «Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»
Задачи: Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета
Ноябрь
Iнеделя «Мы веселые матрешки»
Задачи: Приобщать к миру искусства. Закреплять представления о цвете. Воспитывать патриотизм от общения с народной игрушкой. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, шаблон матрешки.
II неделя «Рыбка»
Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, ощипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела.
III неделя Цветик - семицветик
Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать).
IV неделя «Белая снежинка мне на ладошку села»
Задачи: Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета.
Декабрь
I неделя «Снегирь на веточке»
расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.
II неделя «Снежинки - холодинки»
Беседа с детьми о зиме.
Формирование эмоционального восприятия
окружающего мира.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.
III неделя «Ёлочные шары»
Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Развивать мелкую моторику рук.
IV неделя «Новогодняя ёлочка»
Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять умения работать по контуру, развивать детское творчество.
Январь
I неделя «Платье»
Развивать творческую фантазию детей.
II неделя «Снеговик»
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
III неделя «Зимний лес»
Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам ощипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать дерево – ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер.
Февраль
I неделя «Сердечки»
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
II неделя «Матрешка»
Вызвать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластилинографии.
III неделя «Самолёт летит»
Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
IV неделя «Военная техника»
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Март
I неделя «Подснежник»
Развивать творческую фантазию детей.
II неделя «Тюльпан»
Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.
III неделя Ваза с цветами
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Самостоятельность в выборе цвета материала.
IV неделя Ваза с фруктами
Познакомить с понятием натюрморт. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Самостоятельность в выборе цвета материала.
V неделя «Цыплёнок»
Закреплять технику создания изображения на плоскости при помощи пластилина, учить создавать целостность объекта из отдельных деталей.
Апрель
I неделя «Пингвинчик»
Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
II неделя «Звездное небо»
Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.
III неделя «Пасхальное яйцо»
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.
IV неделя «Цветные зонтики»
Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию.
Май
I неделя «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»
Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.
II неделя «Подсолнух»
Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Закреплять навыки работы в технике «пластилинография».
III неделя «Гусеница»
учить изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
IV неделя «Божья коровка на листочке»
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе.
Мониторинг развития реализации программы
Оценочный материал.
Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие художественно-творческих способностей.
Критерии (индикаторы)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Овладение основными знаниями
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
- разнообразие техник работ с пластилином;
- жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- правила работы в коллективе.
Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.
Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.
Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.
Овладение основными умениями и навыками
- пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;
- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
- пользоваться различными видами пластилина;
- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;
- следовать устным инструкциям педагога;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
- выполнять коллективные работы.
Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.
Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.
Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.
Творческая активность.
Повышенный интерес, творческая активность. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.
Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Сенсорные способности (чувство цвета, формы).
Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.
Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.
Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.
Композиция.
По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.
На полосе листа с незначительными элементами.
Не продуманно, носит случайный характер.
Общая ручная умелость.
Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
Ручная умелость развита.
Слабо развита моторика рук.
Самостоятельность, оригинальность.
1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.
2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.
3. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.
1. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.
2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения.
3. Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.
4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности.
1. Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.
2. Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
3. Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности.
• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
• доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
• сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностическая карта уровня развития художественно-творческих способностей.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Воспитатель ___
Дата обследования: начало года (Н) ___
конец года (К) ___
Показатели.
Фамилия,
имя ребенка. Творческая
активность Новизна,
оригинальность Сенсорные способности Композиция
Общая ручная умелость Самостоятельность
Общее количество баллов Уровень
Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К
Средний балл