Наталья Пинчук
Программа «В мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к программе «В мире природы»
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое расширение знаний подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы развития для обогащения знаний детей о природе, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
Публикация «Программа „В мире природы“» размещена в разделах
Экология – это связующее звено между различными предметами.
Главное в том, что в результате коррекционной работы дети смогли бы:
- осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;
- от практических действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;
- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Цели и задачи.
Основная цель предлагаемой программы экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания детей;
- формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;
- формировать чувство бережного отношения к природе.
Сроки реализации проекта:
Программа будет реализована с 01.06.16. г по 30.08.16. г
Особенности реализации программы :
Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.
Перспективный план программы «Матушка-природа»
Тема занятия
Программное содержание Предварительная работа
1. Живая и неживая природа Закрепить представление о том, что растение – это живая природа. Выделить признаки. Подвести к пониманию участия растений в обмене процессе.
Игра «Живое-неживое»
«Летает-не летает» «Угадай, что в мешочке», «Съедобное-несъедобное»
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»
2. Как все живое растет? Обобщить знания детей о животном и растительном мире наших лесов; Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается);
Наблюдение за деревьями на прогулке; беседа «Чем питаются деревья?»; рассматривание срезов деревьев, иллюстраций строения дерева*; игры: «если бы я был деревом»; «дерево-это…».
4. Что такое заповедник? Для чего нужна Красная книга Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Чтение Г. Снегирев «Про птиц», Г. Скребицкий, рассказы о животных.
5. Растения и животные Познакомить детей с Красной книгой; Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу;
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Живые цепочки», «Рябина»;
д/и «Найди по описанию», «Посели правильно»,
«Растение или животное?»
6. Неживая природа Закрепить знания детей о свойствах предметов, а именно о том, что деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде.
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» (О связи неживой и живой природы).
7. Кто главный в лесу? Живые цепочки Уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма – приглашения серому волку.
8. Сравнение песка, глины и камней Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.
Игры на участке с использованием песка, камней и глины. Знакомство с их свойствами.
Подбор экспонатов для «Музея камней»
9. Царица-водица Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное). Чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий. Работа со словарем.
Проведение исследований, опытов.
10. Экскурсия в музей Знакомство с историей родного города, флорой и фауной Ершова и Ершовского района.
Чтение рассказов о родном крае; Беседа на тему «Зачем нужны музеи».
11. Как растут растения? Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Д/и «Подбери пару» - к семечку - взрослое растение.
Игра «От зернышка до булочки», «Следопыты» «Кто быстрее?» «Найди по описанию»
12. Где растения любят жить? Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, в лесу, в океане, в горах, в тундре. Способствовать установлению причинно следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Знакомство со стеблем, его функциями и видоизменениями.
Д/и «Кто где растет?» «Какие части есть у растения?» Составь растение из карточек» «Где у растения?»
Уход за растениями уголка природы.
Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии.
13. Растения – легкие земли Дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; ознакомить с функциями и видоизменениями листа. Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.
Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Зеленый наряд Земли»
Серия развивающих игр «Листья»
14. Растительный мир Земли Ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды.
Предварительное знакомство с материалом проекта «Живое-неживое»
Д/и «Что где растет» «Что сначала, что потом»
15. Растения, которые украшают нашу жизнь Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними, обогащение словаря.
Д/и «Где спрятался Флорик?», «Растения разных континентов» «Помощники растений» «Ухаживаем за растениями» Уход за растениями уголка природы
16. Строение цветка Ознакомление со строением цветка, его функциями и видоизменениями.
Рассматривание иллюстраций. Д/и «Составь букет», «Чем отличаются цветы разных растений», «Найди цветок в букете»
17. Строение плода Ознакомление со строением плода, его функциями и видоизменениями. Учить детей обобщать растения по существенным признакам, строить суждения с доказательствами.
Д/и «Чьи детки», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки», «Съедобное-несъедобное», Рассматривание иллюстраций.
18. Видоизменения цветка и плода. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? Выявление знаний детей о различных видоизменениях цветка и плода, умения определять связь строения растения с факторами внешней среды. Закрепить знания детей об овощных культурах. Сформировать представление о нитратах : в каких растениях содержатся и какой вред приносят нашему здоровью. Дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны.
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Маленькие путешественницы», сказки «Путешествие горошинки», «Букваря здоровья».
Д/и «Я знаю пять овощей, фруктов, ягод, орехов и т. д.»
19. Зеленая аптека Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Беседа о лекарственных травах, рассматривание набора открыток «Растения на службе у человека»
Изготовление буклета «Зеленая аптека»,
20. Чудесная кладовая - почва Дать первоначальные представления о составе почвы. Расширять знания детей о видах почвы, в связи с климатическими особенностями, о приспособленности растений к жизни в различных экосистемах.
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк», заготовка различных видов почвы для дальнейшей работы на занятии
21. Сбережем удивительный мир растений и животных леса Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу, Продолжить формирование представлений о взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Д/и «У каждого свой дом» «Живая пирамида»,
чтение художественной литературы,
загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, изготовление поделок из природного материала. Домашнее задание: во время прогулки в лесу собрать интересные экспонаты для мини-музея группы
22. Растения и животные луга, созданы друг для друга Обучение умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания: луг. Закрепить знания детей о названиях луговых растений (иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек, гвоздика). Подвести к выводу о том, что растения луга являются светолюбивыми.
Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Д/и «Что растет на лугу?» «Кто живет на лугу?»
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Удивительный мир шестиногих» «Катя и божья коровка»
23. На пруду Познакомить детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль пруда водных и околоводных организмов. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто не щадя красоты бросает бытовой мусор или неумело пользуется удобрениями. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы.
Рисование отдельных видов растений и животных водоемов, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы.
Д/и «Я знаю пять рыб» «Звери, птицы, рыбы»,
24. Экологичес-кая система нашего края. Закрепить знания детей об экосистемах. Подвести к выводу о взаимосвязи животных и растений с условиями жизни в экологических системах.
Рассматривание иллюстраций из пособия «Природные сообщества»
Беседы по картинам
Ожидаемый результат:
- формирование чувства любви к природе своего города, родного края;
- усвоение основных знаний об экологии родного края, об экологических особенностях ;
- воспитание интереса к познанию и сохранению природы.
Дети должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя своего родного края, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками:
- наблюдать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности ребёнка.