Светлана Николаевна Титова
Программа «Способный ребенок» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Екатериновка
Екатериновского района Саратовской области
Рассмотрен УТВЕРЖДЕНО:
На заседании педагогического совета Директор МОУ СОШ №2р. п. Екатериновка детского сада №1 «Тополек», структурного ___ И. А. Горшкова
подразделения МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка
Протокол №5 от 24 мая 2019 г. Приказ №___ от ___г.
ПРОГРАММА
«Способный ребенок»
Выявление и развитие предпосылок способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Публикация «Программа „Способный ребенок“ в ДОУ» размещена в разделах
Воспитатели: Титова С. Н
Абрамочкина Н. А
(2019-2021)
Содержание
Пояснительная записка.
Содержание курса.
1. Теоретическое обоснование.
2. Аналитико - диагностический этап.
3. Реализационный этап.
4. Аналитический этап.
5. Условия реализация программы.
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения:
Приложение 1. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.
Приложение 2. Карта одаренного ребенка.
Приложение 3. Структура программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 4. Диагностический инструментарий для выявления одаренности.
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Самым ярким периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовая база программы :
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. ;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013 г. ;
Конвенция о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
Конституция РФ;
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие способных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи.
1. Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
2. Совершенствование системы выявления и сопровождения способных детей;
3. Создание условий для самореализации способных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
4. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения способных детей;
5. Организация объединений педагогов по реализации технологий работы со способными детьми;
6. Создание базы данных способных воспитанников детского сада;
7. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования Екатериновского района;
8. Развивать свою социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Проблема: Взгляд на детские способности с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Общие принципы воспитательно-образовательного процесса со способными детьми :
принцип учета возрастных возможностей;
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Показатели эффективности реализации программы «Способные дети».
Планируемые результаты:
1. Создание базы данных детей с предпосылками различных видов способностей, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общими способностями.
4. Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития способных детей через индивидуальную траекторию развития;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики;
6. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной способности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
7. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детских способностей, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для способных детей. При этом диагностика способностей и работа со способными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды способностей, которые приведены ниже в таблице №1
Таблица №1.
Виды различий Виды способностей
По широте проявлений Общая способность (интеллектуальная;
творческая)
По типу предпочитаемой деятельности творческая;
академическая;
психомоторная
коммуникативная
По интенсивности проявлений повышенная способность к обучению
(способные);
одаренные;
высокоодаренные (талантливые)
По темпу психического развития С нормальным темпом психического развития;
Со значительным опережением возрастного
темпа развития
По возрастным особенностям проявления стабильная;
приходящая (возрастная)
Таблица № 1.
Виды
одаренности Составляющие Как проявляются
Академическая
способность Мотивационно-личностные характеристики Стремление ребенка к получению
знаний и умений, познавательная
активность, проявление
интереса к новому
Способности
к обучению Успешность в освоении
программного материала, широкий
кругозор,
высокие показатели по
развитию психических
познавательных процессов
Творческая способность Художественная способность Проявление фантазии в художественных
работах, высокое качество и разно-
образие творческих работ в
соответствии с возрастом (рисунки,
поделки)
Вокальная
способность Умение понимать и воспроизводить
мелодию, чувство ритма,
хороший голос, музыкальный слух
Литературная
способность Хорошая речевая фантазия,
умение составлять рассказы,
сказки, чувство рифмы,
легкое запоминание стихов
Артистическая
способность Умение «вжиться» в роль,
держаться на публике,
желание подражать вымышленным
(или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Конструкторская
способность Развитое пространственное
мышление, любовь к
конструированию,
генерирование оригинальных
идей для различных конструкций,
способность к
изобретательству, рационализации
Психомоторная
способность Спортивная
способность Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным
достижениям, физические
данные и выносливость
Хореографическая
способность Чувство ритма, музыкальный
слух, способность копировать
движения, хорошая двигательная
память
Коммуникативная способность Социально-личностная
способность Умение понимать партнера по
общению, чувствовать его
эмоциональное состояние,
гасить конфликты
Лидерская
способность Умение организовать сверстников на
какое-либо общее дело,
игру, настойчивость в достижении
цели, умение добиваться
результата, и стремление
контролировать
ситуацию
2. Этапы реализации проекта
1 этап - АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель:
Получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Подготовить условия для формирования системы работы со способными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
Разработка системы выявления способностей воспитанников детского сада.
Выявление детей с предпосылками талантов.
Разработка программы работы со способными детьми.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы со способными детьми.
3. Создание творческой работы воспитателей по работе со способными детьми.
4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы со способными детьми.
Аналитико-диагностический этап ведется в 2-х направлениях:
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детских способностей является аналитико-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования спсособностей детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. В таблице № 2 показаны основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада, По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию способностей воспитанников детского сада, определится база детей с особыми задатками и способностями. Данные этой базы можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок по согласованию с родителями.
Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
2 этап — РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ
Цель:
апробация системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
Диагностика склонностей воспитанников.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады, праздников.
Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми.
Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Планируемые мероприятия:
1. Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми.
3 этап — АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Цель:
Переход системы работы со способными детьми в режим функционирования.
Задачи:
Анализ итогов реализации программы