лидия лукьянова
Неудобный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
«Неудобный» ребёнок в дошкольной группе
В идеальном мире современном инновационном детском саду не стоит забывать о том, что внутри образовательного процесса существует индивидуальность, чьи интересы и настроение неподвластны никаким высоким технологиям. Чем ярче эта «индивидуальность», тем, как правило, она «неудобнее», как на занятиях, так и вне их.
Публикация «Неудобный ребенок» размещена в разделах
За свою педагогическую деятельность мы встречаем много «неудобных» детей. И в 99 случаях из 100 они становятся существенной «помехой» в упорном труде воспитателя. Как же мы, педагоги, поступаем с такими индивидуальностями? Мы скорее хотим от них избавиться, спокойно и тихо выдохнуть, отдав личное дело родителю, передав в другой сад, как эстафетную палочку. Мы думаем, что этим действием направляем «неудобного» на путь истинный, а на самом деле лишь оправдываем себя в проигранном забеге…
Сегодня хочу Вам предоставить модели восприятия «неудобного» ребенка : педагоги. Под этой моделью, как правило воспринимают детей с ОВЗ (гиперактивные дети, одаренные, лидеры, аутисты).Модель нам знакома, каждый может узнать в себе такого воспитателя. Не надо пытаться защищаться. Ведь каждому из нас хоть раз, но мешал своим вызывающим поведением такой ребёнок.
Педагоги называют его проблемным, родители – гиперактивным, общество – асоциальным. Он переходит из группы в группу, меняет сад за садом, а потом вдруг мы узнаем его в известном режиссере или художнике, а может - просто в добром соседе-семьянине.
Образовательный процесс в детском саду всегда был направлен на две составляющие: (приобретение умений и навыков) и воспитание (овладение нравственными понятиями).
Педагог – это личность со своими особенностями характером, мироощущением, настроением, и бывает сложно применить одни и те же приемы в работе с разными детьми. Здесь и рождаются мифы – мифы про неудобных детей в детском саду.
А если миф есть, он начинает приобретать реальные очертания. И здесь важно разобраться в проблемном поле, чтобы:
Остаться психологически устойчивым. Педагог с нервными проявлениями не нужен детям.
Помочь ребенку выйти из состояния ступора, агрессии, чрезмерной активности с целью стабилизации и активизации познавательных возможностей, так необходимых при воспитании.
Получить удовольствие от работы. Если работа приносит видимый результат, это хорошо работает на мотивацию. Мотивированный педагог – это тот, который интересуется, и заинтересованный педагог.
Таким образом, проблемное поле: «Неудобный ребенок».
Гиперактивный воспитанник. Самый любимый ярлык для всех неудобных детей, который встречается в последнее время.
Гиперактивность бывает разной:
физиологические особенности ребенка,
снятие нервного напряжения,
психологическая защита.
Гиперактивность у детей в последнее время встречается довольно часто, и этот «диагноз» ставят педагоги любому подвижному ребенку холерического темперамента. А если учесть, что холериков из четырех типов темперамента встречается около 80%, то напрашивается вопрос, а что же делать?
Гиперактивный воспитанник– неудобный ребенок
Прежде всего, не впадать в панику. Гиперактивность ребенка может проявляться в форме активных действий, внутреннего напряжения, которое нужно выплеснуть наружу.
Гиперактивность – это пружина, которая резко выпрямляется, если есть какое-то давление или внутри человека, или около него.
Взрослые люди при стрессе или волнении пьют валерьянку или другие успокаивающие капли. А дети, поскольку они еще дети, выбрасывают свой внутренний негатив через различные телодвижения. И вот тут важно:
Направить имеющуюся энергию туда, где это необходимо.
Показать ребенку способы и правила снятия своего внутреннего активного человека.
Резюме: если толпа кричит, мне тоже хочется кричать. А когда все молчат, я тоже молчу.
Дети, как и взрослые, чувствуют энергетическое поле, которое их окружает. Ребенок думает :
«Если все обращают на меня внимание, укоряют меня, я буду стараться спасти себя через выброс негатива, что растет у меня внутри. Я буду бегать, кричать, дергаться, ерзать, ползать, выкрикивать с места, ходить по классу, потому что мне неудобно то состояние, в котором я нахожусь. И мне нужно снять напряжение, потому что мне хочется кричать, чтобы что-то плохое, что сидит внутри, ушло вместе с криком».
Взрослые люди иногда детские капризы принимают за непослушание, а это может быть страх. Страх быть незамеченным, страх одиночества, страх быть плохим.
Часто можно наблюдать, как один и тот же ребенок по-разному будет вести себя с разными людьми. У одного воспитателя группа сидит тихо-тихо, а у другого ходят на головах.
И, о чудо, один и тот же гиперактивный воспитанник детского сада меняется до неузнаваемости, как только меняется отношение к нему.
Главным аспектом познания нашего «неудобного» ребёнка является умение и желание видеть, разглядеть в нём не проблему, а личность. Наблюдение – часть научного открытия. Наша задача – открыть в нем гения или, если вам это не по силам, то откройте в нем хотя бы просто воспитанника.
Вот несколько составляющих успешной работы, которые можно выделить, исходя из опыта:
1) Высокий темп занятия, 2) Смена деятельности. 3) Доверие. Обычно «неудобные» дети очень находчивы и умны. Позвольте им стать вашими помощниками. Ловите их взгляд во время беседы. Только взаимодействие глаза в глаза пробудит доверие к вам.
«"Наталья Павловна, я больше не могу работать с Петей. Он постоянно лежит на полу и воет или кричит на всю группу. Почему вы не выгоните его из детского сада?".
"А ты его полюби"». Вот девиз работы с такими детьми.
Эти слова стали моим слоганом в работе с «неудобными» детьми. С этого момента я пересмотрела свои взгляды. А Петя стал первым помощником воспитателя. И я помню его как доброго, ответственного парня. Очень умного, кстати.
Современный детский сад – это новое видение личности воспитанника в качестве юного учёного, первооткрывателя, маленького гения и просто человека, которому желание познавать привили его воспитатели.