Ольга Чудакова
Консультация «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Практика показы-вает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, воспитан-ник, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит к категории "гиперактивных".
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7 %, невротические привычки (69,7 %, нарушения сна (46,3 %, аппетита (35,9 %, тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т. д.
В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, пра-вописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери (66 %) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т. д.
Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успеш-ности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Гиперактивные крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится самым распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадапти-рующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятив-ных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются терми-ны: "подвижные", "импульсивные", "шустрики". Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как "моторный тип развития", "дети с повышенной активностью", "дети с повышенной эффективностью".
Таким образом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет по описанию именно по-веденческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается струк-тура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаи-моотношениях с родителями, и прежде всего с матерью.
Портреты детей с отклоняющимся поведением
В процессе консультирования родителей по поводу развития ребенка по гиперактивному типу нами создавались "портреты" этих детей, которые могут служить подтверждением вышесказанного.
На консультации у психолога мальчик 6,5 лет. Пока идет беседа психолога с мамой, ребенок не-много порисовал, поиграл, покачался на стуле, осмотрел все в комнате. Видно, что одним типом занятий он пресыщается довольно быстро. Интерес к деятельности восстанавливается, когда ему разрешают рабо-тать стоя, передвигаться по комнате, выйти в коридор. Вернувшись, мальчик снова продолжает выполнять задание, одновременно встревая в беседу, комментируя высказывания, задавая вопросы психологу.
Согласившись поиграть с психологом (игра "Да" и "Нет" не говорите", ребенок никак не может за-помнить правила игры. Наконец, поняв ее суть и выполнив часть заданий правильно, вдруг начинает снова уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Получив новое задание от взрослого - вычеркивать фигурки в методике "Корректурная проба", выполняет его хаотично: посмотрел первую строчку фигурок, затем ринулся вниз, прошел нижнюю строчку справа налево, поднялся вверх по диагонали, опять вернулся к первой строке.
Гиперактивного ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно также заметить, ес-ли понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую им предлагает психолог в центре. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.
Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не свя-занным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.
Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.
Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, не-нужных и даже каких-то навязчивых движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в про-странство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у та-ких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".
Нарушения в эмоциональной сфере
Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.