Татьяна Крылова
Программа социального партнерства с семьями воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
социального партнерства с семьями воспитанников старшей группы «Подсолнушки»
Актуальность.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
Публикация «Программа социального партнерства с семьями воспитанников старшей группы» размещена в разделах
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Вместе с тем, никто не знает так хорошо ребёнка, его индивидуальные особенности, личностные свойства, характер, темперамент, как родители и близкие родственники. Следовательно, именно семья может являться для педагогов самой надёжной опорой в деле воспитания и обеспечения индивидуализации развития ребёнка (индивидуализация - центральная идея ФГОС ДО). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Законодательная база социального партнёрства ДОО с семьё й составляет перечень правовых актов: Конституция Российской Федерации; Конвенции о правах ребёнка; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов дошкольного образования провозглашает "сотрудничество Организации с семьёй". Одной из задач Стандарта является "обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образовании, охраны, и укрепления здоровья детей" "Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность" признаётся необходимым психолого - педагогическим условием реализации образовательной программы дошкольного образования.
Цель:
- Создание единой образовательной среды в детском саду и семье.
Задачи:
• Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС);
• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
• Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекать мам и пап в жизнедеятельность группы;
• Возрождать традиции семейного воспитания. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
• Определение уровня педагогической культуры родителей.
• Выявление трудностей, испытываемых родителями.
• Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Характеристика планируемых результатов
в деятельности педагогов и родителей
Мотивационно - ценностный компонент
Родители:
осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников; Педагоги:
осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП.
Педагоги:
учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании;
признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; детей;
Рефлексивный
Родители:
самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Родительские собрания
№ Тема родительского собрания Форма организации Срок
1 Организационное: «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
«Проектная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для родителей с детьми старшей группы «Семейные традиции — залог дружной семьи» Мастер-класс сентябрь
2 «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями Великой отечественной войны».
январь
3 Итоговое: «О наших успехах и достижениях» Подведение итогов за учебный год. Дискуссия май
Консультации, беседы, практикумы, оформление родительских уголков, папок-передвижек, ширм и другие формы взаимосвязи с родителями
Месяц Формы работы Тема Ответственный
сентябрь Анкетирование «Надо ли знакомить дошкольников с войной». Воспитатели, родители
Оформление наглядной информации «Уголок для родителей» организация жизнедеятельности детей в ДОУ, расписание ОД, возрастные характеристики и т. д. Воспитатель
Папка-передвижка: «Моя Родина – Россия». Воспитатели
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5-6 лет». Воспитатели
День открытых дверей для родителей Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Воспитатели,
родители
Консультация «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики» Воспитатель
Посещение семьи на дому Посетить семьи детей. Воспитатель
Выставка детских творческих работ Выставка «Дары природы»
Воспитатель
октябрь Консультация «Особенности развития ребенка 5-6 лет»
Воспитатель
Рекомендации Организовать экскурсию к памятнику ВОВ
Воспитатель
Папка-передвижка «Как знакомить детей с ВОВ?» Воспитатель
Консультация «Воспитание маленького гражданина».
Воспитатель
Фотовыставка «Осень - рыжая подружка» Воспитатель, родители
Праздник осени «В гостях у осени» Воспитатели, муз. рук.,
родители
ноябрь Проведение утренника «Я о Родине вам расскажу».
Воспитатели, муз. рук., родители
Фотовыставка «Мамочка, милая моя» Воспитатель, родители
Совместный досуг с родителями, посвященный Дню матери «Мамочка – счастье моё!» Воспитатели, муз. рук., родители
Папка-передвижка «Нашим дорогим мамам посвящается! Воспитатель, родители
Консультация «Роль взаимодействия семьи и детского сада в воспитании и развитии детей» Воспитатель
Посещение библиотеки «В гости к Дедушке Морозу» Воспитатель
Памятка «Основные семейные традиции» Воспитатель
Анкета «Семейные традиции». Воспитатель
декабрь Памятка «Безопасный Новый год». Воспитатель
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Воспитатель
Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями Великой отечественной войны». Воспитатели
Выставка поделок и рисунков «Новогодняя сказка» Воспитатели, родители, дети
Новогодний утренник «Здравствуй, Новый год!» Воспитатели, муз. рук., родители
Папка-передвижка «Народные промыслы» Воспитатели
январь Консультация «История праздника День победы» Воспитатели
Оформление стен-газеты «Участники ВОВ». Воспитатели
Оформление памятки «Как сделать зимнюю прогулку
приятной и полезной». Воспитатели
Индивидуальная консультация Создание «Книги памяти».
Воспитатели, родители
Консультация «Роль папы в воспитании ребенка»
Повысить у отцов заинтересованность в воспитании ребенка.
Воспитатели
февраль Консультация «Роль женщины в годы войны». Воспитатели
Папка - передвижка День Защитника Отечества Воспитатели
Выставка детских рисунков «Подарок папе» Воспитатели,
родители, дети
Фотоколлаж «Бравые солдаты» Воспитатели, родители
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества «День Защитника Отечества» Воспитатели, родители
Создание мини-музея «Военная техника». Воспитатели, родители, дети
март Выставка творческих работ «Самые обаятельные и привлекательные!»
Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. Воспитатели, родители, дети
Оформление стенда к 8 марта. «8 Марта - международный
женский день» Воспитатели
Утренник «Моя мама – лучше всех» Воспитатели, муз. рук., родители
Папка-передвижка «Весна» Воспитатели
Консультация «Организация прогулок весной» Воспитатель
Памятка по ОБЖ «Где подстерегают опасности?» Воспитатель
апрель Участие в проекте «Наполним благодарностью сердца»
Воспитатели, родители, дети
Утренник «Весна-красна» Воспитатели, муз. рук., родители
Консультация «Говорите чаще с ребенком» Воспитатели
Акция «Посади дерево» Воспитатели, родители
Родительское собрание «Достижения и успехи детей за учебный год» Воспитатели
май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». Воспитатель
Проведение утренника 9 Мая День Победы Воспитатели, муз. рук., родители
Папка-передвижка «9 мая – День Победы!» Воспитатель
Рекомендации «Лето и безопасность наших детей» Воспитатель
Родительское собрание «О наших успехах и достижениях» Подведение итогов за учебный год. Воспитатель