Шигина Наталья Сергеевна
Программа социального партнерства с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Лысково Нижегородской области
ПРОГРАММА
социального партнерства с семьей
«Сотрудничество»
Разработчик:
Шигина Наталья Сергеевна,
воспитатель
Лысково
2022
Содержание
1. Пояснительная записка….3
2. Актуальность….3
3. Цель…4
4. Задачи….4
5. Ожидаемые результаты…4
6. Формы организации…. 4
7. Мероприятия по взаимодействию с родителями…. 5
8. Результативный блок…. 10
9. Заключение…. 10
10. Литература…. 11
Пояснительная записка
Публикация «Программа социального партнерства с семьей» размещена в разделах
Первым, не семейным социальным институтом, с которым вступают во взаимодействие родители по формированию личности ребенка, где начинается их систематическое педагогическое просвещение является детское дошкольное учреждение. Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Взаимодействие - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность
Семья и ДОУ - два наиболее важных института социализации детей. Несмотря на различные воспитательные функции для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее развитие, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей : взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей - важная задача ДОУ. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях, т. е. в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация деятельности, когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Цель: формирование сотрудничества между специалистами ДОУ с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста.
Срок реализации Программы – один учебный год (сентябрь – май).
Задачи:
1. Создать благоприятный климат взаимодействия с родителями.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста;
3. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.
4. Вовлекать семьи в образовательную деятельность дошкольного учреждения;
5. Осуществлять обмен опытом воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- создана оптимально комфортная среда для развития ребенка в детском саду и в семье;
- выработка единых требований в воспитании и развитии ребенка дошкольника;
Формы организации
• родительские уголки;
• папки-передвижки;
• семейные праздники;
• информационные стенды;
• анкетирования;
• тематические консультации;
• общие и групповые родительские собрания;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• оформление фотовыставок;
• совместное создание развивающей предметно - пространственной среды;
• работа с родительским комитетом группы;
• беседы с детьми и родителями;
• проектная деятельность.
Мероприятия по взаимодействию с родителями
Название мероприятия Цель проведения мероприятия Месяц
Анкетирование «Давайте познакомимся» Получение и анализ проверки информации о ребёнке и о его семье Сентябрь
Оформление информационных стендов в приёмной группы, расписание занятий, режим дня, информация в уголок для родителей «Возрастные особенности детей 4-5 лет» Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация и формирование единого подхода к соблюдению режима дня, родительского внимания к вопросам воспитания, жизни Сентябрь
Выставка поделок и природного материала «Осенние чудеса» Вовлечение родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей Сентябрь
Организационное родительское собрание «Знакомство с воспитателями группы, логопедом. Речевое развитие ребенка» Знакомство родителей с воспитателями группы, с логопедом; познакомить с особенностями речевого развития детей с ОВЗ; утверждение родительского комитета Октябрь
Осенний праздник для детей Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков; развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. Участие родителей в подготовке к празднику Октябрь
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять их знания о значении театрализованной деятельности для развития ребенка в семье и детском саду, возрождение домашнего театра Октябрь
Выставка детских рисунков «Моя мама – лучшая на свете» Воспитание нравственных качеств Ноябрь
Папка-передвижка «Осторожно грипп!» Повысить знания родителей о вирусах гриппа, о мерах профилактики Ноябрь
Уборка опавших листьев на участке Помощь родителей к созданию РППС на участке Ноябрь
Изготовление кормушек для птиц Родительская помощь в приобщении к заботе над пернатыми Ноябрь
Беседа с малоактивными, пассивными родителями, не участвующих в общественной жизни группы, детского сада Выявление причины, по которым родители не интересуются жизнью ребёнка в детском саду, не принимают участие в общественной жизни группы; вовлечение родителей в образовательный процесс Декабрь
Выставка творческих работ «Зимняя сказка» Вовлечение родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей Декабрь
Оформление группы к новому году Изготовление игрушек на елку своими руками, установление дружеских отношений между родителями и педагогами группы Декабрь
Праздник «Здравствуй, елка, здравствуй, новый год!» Вовлечение родителей в участие в празднике (исполнение ролей) Декабрь
Совместное оформление участка «Поделки из снега» (украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала) Создание благоприятных условий для воспитательно - образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время Январь
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в семье» Познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза Январь
Фотовыставка «Зимние забавы моей семьи» Передача семейного опыта Январь
Папка – передвижка с логопедом «Речевые игры с мячом» Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков детей в домашних условиях Январь
Консультация для родителей
«Обогащаем словарь детей» Познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников Февраль
Родительское собрание «Современные подходы
к речевому развитию дошкольников
в контексте ФГОС ДО» Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей среднего дошкольного возраста Февраль
Папка передвижка: «Мой папа – защитник!» Показать, как важна роль папы в воспитании ребенка Февраль
Праздник «Проводы зимы» Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником масленица Февраль
Выставка детских работ «Сердце матери» (работы из бумаги, картона, природного и подручного материала в виде сердца) Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям, развитие позитивного отношения родителей к детскому саду Март
Праздник «Международный женский день» Создание праздничного настроения у детей и взрослых путем реализации творческих способностей воспитанников Март
Индивидуальная беседа на тему: «Одеваемся по погоде» Напомнить родителям, что необходимо одеваться по погоде, чтобы избежать простудных заболеваний Март.
Консультация родителей «Ребенок и книга»
Выставка «Моя любимая книга» Рекомендовать родителям книги для прочтения в соответствии с возрастом
Напомнить родителям, что книгу важно не только прочитать, а провести с ребенком беседу о прочитанном Март
Праздник «День смеха» совместно с родителями Активное взаимодействие с родителями Апрель
Выставка рисунков (коллективные работы) «Весна шагает по планете!» Способствовать творческому выражению детей своих впечатлений о весне в продуктивной деятельности Апрель
Оформление Папки - передвижки «Математика - это интересно» Показать родителям важность данного направления, ознакомление с задачами, реализуемые в детском саду Апрель
Праздник труда «Нашей дружною семьёй мы украсим садик свой!» Объединить детей и взрослых единым хорошим настроением, привлечь родителей к непосредственному участию в жизни сада, укрепить связь с семьёй посредством разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями Апрель
Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста Май
Оформление стенда «День Победы» Развивать патриотические чувства у детей совместно с родителями Май
Итоговое родительское собрание по теме: «Наши успехи и достижения, итоги года» Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год Май
Совместная подготовка участка к летней оздоровительной работе Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях Май
Результативный блок
• Установление сотрудничества между педагогами группы детского сада и родителями воспитанников;
• Понимание самоценности детства родителями и педагогами;
• Признание ребенка полноценным участником образовательного процесса.
Заключение
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности личности. Взаимодействие ДОУ и семьи обеспечивает единый процесс социализации – индивидуализации личности ребенка через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Поэтому важно установление доверительных, субъектно – субъектных отношений между дошкольным учреждением и семьей, которые способствуют всестороннему развитию дошкольника.
Литература
1. Арнаутова Е. П. / Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. -
М., 2015.
2. «Детство» Примерная образовательная программа дошкольного образования; С-П; Детство- Пресс; 2014.
3. Доронова Т. Н. / Дошкольное учреждение и семья - единое пространство
детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2016.
4. Доронова Т. Н. / Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2015 г.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. / Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2016.
6. Микляева Н. В., Мишина Т. С. / Взаимодействие воспитателя с семьёй по организации домашнего чтения. - М. : Айри-пресс, 2015.