Екатерина Чернова
Программа социального партнерства музыкального руководителя и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнерства
Содержание:
1. Пояснительная записка ….…. 3
2. Цели, задачи. …. 5
4. Формы взаимодействия педагога с родителями…6
5. Перспективный план реализации программы…. 7
6. Ожидаемые результаты. Заключение….11
7. Список литературы…. …. ….13
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям; закладывается фундамент здоровья. На данном этапе происходит становления личности ребенка: формируется его индивидуальность, основы самосознания. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности.
Публикация «Программа социального партнерства музыкального руководителя и семьи» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка, и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно, чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако эффективность овладения ребенка данными навыками зависит и от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
Как показывает практика, внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства с семьей, как условие повышения музыкального воспитания в ДОУ, составляет проблему.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы состоит в следующем :
- реализация программы способствует созданию в дошкольной организации и семье единой развивающей среды, способствующей музыкальному развитию ребенка;
-повышается уровень заинтересованности и социально-педагогической компетентности родителей, их ответственности за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия;
-родители являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважения к работникам дошкольной организации.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия музыкального руководителя и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение музыкальной деятельности.
Задачи:
- повысить уровень художественно-эстетической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
- повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для музыкального воспитания и развития ребенка в семье;
-привлекать родителей к активному участию в музыкальном образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Принципы и подходы к реализации программы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Преемственность согласованных действий.
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не наставничество.
Динамичность.
Формы взаимодействия педагога с родителями:
1. Информационно - аналитические:
Анкетирование
Тестирование
2. Познавательные:
Родительские собрания
Консультации
Беседы, дискуссии
Совместное создание предметно-развивающей среды
3. Наглядно-информационные:
Папки-передвижки
Памятки
Буклеты
Родительский уголок
Фотовыставки
4. Досуговые:
Совместные праздники и развлечения
Выставки, творческие конкурсы
Выставка семейных коллекций и фотографий
Перспективный план реализации программы
2018 - 2019 год
Форма работы. Тема. Срок Группы
Родительское собрание «Давайте познакомимся» (Вторая группа раннего возраста)
Анкетирование родителей (все группы) Сентябрь
Открытый просмотр осеннего праздника (все группы)
Папка-передвижка «Охрана детского голоса - забота каждого взрослого» (средняя группа) Октябрь
Досуг «День матери» (старшая, подготовительная)
Папка-передвижка: «С пальчиками играем, речь развиваем» (младшая) Ноябрь
Открытый просмотр новогоднего праздника (все группы)
Консультация «Нужно ли слушать классическую музыку?» (старшая группа) Декабрь
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Январь
Папка - передвижка «Песни к Дню защитника Отечества» (подготовительная группа)
Открытый праздник, посвящённый Дню защитника Отечества (средняя, старшая, подготовительная) Февраль
Ширма: «Песни к 8 Марта» (вторая группа раннего возраста)
Открытый просмотр праздника, посвященного «Дню 8 марта» (все группы) Март
Папка «Фольклор для малышей» (младшая группа)
Папка передвижка «Песни на выпускной» (подготовительная группа) Апрель
Открытый просмотр праздника «Выпускной» (подготовительная группа)
Открытый просмотр праздника «Прощание с игрушками» (вторая группа раннего возраста) Май
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Июнь - Август
2019 - 2020 год
Форма работы. Тема. Срок
Буклет «Музыкальное образование в детском саду»
(Вторая группа раннего возраста)
Консультации: «Музыка в жизни детей» (младшая группа) Сентябрь
Ширма «Осенние песенки для детей» (младшая группа)
Открытый просмотр осеннего праздника (все группы)
Памятка «Правила поведения родителей на праздниках» (все группы) Октябрь
Информационный стенд «День рождения ребенка. Как организовать праздник?» (старшая, подготовительная группы)
Досуг «День матери» (средняя, старшая, подготовительная группы) Ноябрь
Памятка «Правила охраны детского голоса» (средняя группа)
Открытый просмотр новогоднего праздника (все группы) Декабрь
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Январь
Папка - передвижка «Песни к Дню защитника Отечества» (старшая группа)
Открытый праздник, посвящённый Дню защитника Отечества (средняя, старшая, подготовительная) Февраль
Открытый просмотр праздника, посвященного «Дню 8 марта» (все группы)
Ширма: «Песни к 8 Марта» (вторая группа раннего возраста) Март
Папка-передвижка «Озвучивание стихов, сказок при помощи музыкальных и шумовых инструментов» (младшая группа)
Консультация «Развитие музыкального слуха дошкольников» (старшая группа) Апрель
Папка-передвижка «Веселая логоритмика» (средняя, младшая группы)
Открытый просмотр праздника «Выпускной» (подготовительная группа) Май
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Июнь - Август
2020 – 2021 год
Форма работы. Тема. Срок
Папка-передвижка «Озвучивание стихов, сказок при помощи музыкальных и шумовых инструментов» (младшая группа)
Памятка для родителей «О музыкальном развитии ребенка» (вторая группа раннего возраста) Сентябрь
Ширма «Осенние песенки для детей» (младшая группа)
Открытый просмотр осеннего праздника (все группы)
Консультации «Приобщение детей к музыке», «Развитие музыкальных способностей» (средняя группа) Октябрь
Памятка для родителей «Музыкотерапия и ее влияние на человека» (все группы)
Досуг «День матери» (средняя, старшая, подготовительная группы) Ноябрь
Памятка «Правила охраны детского голоса» (средняя группа)
Открытый просмотр новогоднего праздника (все группы) Декабрь
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Январь
Папка - передвижка «Песни к Дню защитника Отечества» (старшая группа)
Открытый праздник, посвящённый Дню защитника Отечества (средняя, старшая, подготовительная) Февраль
Открытый просмотр праздника, посвященного «Дню 8 марта» (все группы)
Наглядная информация «Самодельные музыкальные инструменты» (средняя, младшая группы) Март
Конкурс «Детский самодельный музыкальный инструмент» Выставка детских самодельных музыкальных инструментов «Очумелые ручки» (средняя, младшая группы) Апрель
Рекомендации «Если Ваш ребенок поступает в музыкальную школу» (подготовительная группа)
Открытый просмотр праздника «Выпускной» (подготовительная группа) Май
Индивидуальные консультации по желанию родителей (все группы) Июнь - Август
Ожидаемые результаты программы : увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка); сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями; Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Заключение
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования, разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Конструктивное взаимодействие с семьей воспитанников МДОУ наиболее плодотворно происходит на основе социального партнерства.
Используемая литература:
1. Арнаутова Е. П. / Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. -
М., 1994.
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.
3. Доронова Т. Н. / Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.