Надежда Лозинская
Проблема социального партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социального партнерства не нова, но она актуализируется введением в действие Закона «Об образовании» в РФ и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Так, в исследовании О. Д. Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса. [1;108]
Публикация «Проблема социального партнерства» размещена в разделах
Социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии ОО и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности [4; 7].
Современная дошкольная образовательная организация не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольной организации с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательной организации с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада [4; 9]
Взаимодействие ДОУ с социальными партнё рами осуществляется в различных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов его деятельности:
- формирование стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
- содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования;
- изучение спроса населения;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- привлечение дополнительных финансовых средств;[2]
Взаимоотношения в ДОО должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Исходя из этого, можно назвать пять основных принципов партнерства в социальной сфере :
1) взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных;
2) паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;
3) социальную справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;
4) поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства - достижение социального согласия;
5) взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений [4;10]
Исходя из этого коллектив детского сада выстраивает связи с социумом на основе следующих принципов:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- обязательность исполнения договоренности;
- ответственность за нарушение соглашений;
- учета запросов общественности;
- принятия политики детского сада социумом;
- сохранения имиджа ДОО в обществе;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
• для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
• формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
• воспитания уважения к труду взрослых;
• привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ [ 3 ].
Использованные источники:
1. Балалиева О. В. Социально – педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование //Дискуссия. – 2012. – С. 106-111.
2. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения// Профессиональное образование. Столица № 5. - 2009.
3. Дордосова Л. В. Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».- 2015.
4. Матуняк Н. А., Грошева Т. Р., Жигляева М. М., Закладная М. А. Социальное партнерство в практике реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Тольятти, 2017.