Екатерина Александровна Чорнозуб
Программа школьного театра «Карамельки» для обучающихся 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
«Карамельки»
Возраст детей: 7 - 12 лет
Срок реализации программы : 1 год
Автор-составитель:
Педагог-организатор Чорнозуб Е. А.
г. Тарко-Сале
2023 год
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
«Театр - ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь. такая кафедра,
с которой можно много сказать миру добра»
(Н. В. Гоголь.)
Пояснительная записка.
Публикация «Программа школьного театра „Карамельки“ для обучающихся 1–4 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во все эпохи искусство считалось одним из самых важных средств формирования
духовного мира человека, его личностных качеств. В древние времена искусство было синкретичным и основывалось на единых принципах, а также имело единую цель - пробудить в человеке основы нравственности, заложить критерии красоты, чувство соразмерности, гармонии. Что за странная и загадочная страна – театр? Театр – школа жизни.
Так говорили о нём из века в век. Школа жизни – самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная и воодушевляющая, ни на что не похожая. «Кафедрой добра» называл театр Гоголь, «Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр» (Вольтер, «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека» (Ф. Шиллер, «Зеркало человеческой жизни» - так называл театр Сервантес.
Как развивать речь и мышление детей? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом.
Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического.
Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты.
Одна из самых трудных и поэтому важных для воспитания сторон театра, заключается в том, что человек, выходя на сцену, должен раскрыться непосредственно на глазах у зрителей (своих товарищей, явить свой внутренний мир, свои чувства не с помощью кисти, холста, музыкального инструмента, а, так сказать, в чистом виде, так как инструментом является он сам. Это требует, с одной стороны, мужества и доверия, а с другой - терпения и доброты.
Основания для разработки программы
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
• Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий от 7 мая 2020 года ВБ-976/04;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
• Распоряжение правительства ЯНАО от 28.08.2019 г. №583-РП «Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в ЯНАО»;
• приказ ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», «Региональный модельный центр» от 20.06.2022 № 172 «Об организации работы в АИС ПФДО ЯНАО, в том числе автоматизированной системе персонифицированного дополнительного образования»;
• Постановление Главы Администрации Пуровского района от 05.07.2022 года № 274-ПА «Об утверждении Программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном округе Пуровский район на 2022 - 2023 учебный год»;
• Образовательная программа на 2023-2024 учебный год.
Направленность программы : художественная.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов, а ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития детей.
Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Современная театральная педагогика выделяет порядка тридцати элементов актерского мастерства.
Данная программа рассматривает в первую очередь: сценическое внимание, сценическое воображение и фантазию, мышечную свободу, эмоциональную память, сценическое действие, актерскую смелость.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческого воображения, несформированности эмоциональной сферы у первоклассников, психологи все чаще ставят диагноз «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в предсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театральная деятельность. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Ребенок присваивает чужой опыт и приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Сама природа ребенка младшего возраста дает возможность развернуть театр как уникальную развивающую модель.
Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные виды деятельности. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что ребенок погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения. При этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она не замыкается в рамках уроков, а помогает ребенку за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов в обучении, в жизни, в отношениях со сверстниками.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.)
Адресат программы : занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора с 7 до 12 лет.
Объем и срок освоения программы
№
п / п Год обучения Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов по программе
1. срок обучения
4 18 72
Формы обучения : очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Во исполнение постановлений Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.2.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 07.07.2021 №18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ» занятия в творческих объединениях будут организованны по расписанию одной группой (не более 10 человек). Также предусматриваются мелкогрупповые занятия до 5 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Оптимальная наполняемость учебной группы – 10 человек. При составлении режима занятий, периодичности и продолжительности занятий – общего количества часов в неделю, в год педагоги руководствуются Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва, Уставом учреждения.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, мелкогрупповая. Выбор формы обосновывается с позиции возраста, категории учащихся.
Занятия должны ввести детей в страну художественного воображения, раскрепощённости, снять многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьной жизни. Дети должны обрести веру в свои силы и возможности, научиться деловому общению в процессе театрализованной деятельности.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Теоретические знания направлены на расширение кругозора детей и расширение ими дополнительных знаний по истории театра, актерскому мастерству.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, упражнений на наблюдательность, воображение, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. В зависимости от психического состояния и настроения детей, занятия могут начинаться с занимательных игр и упражнений, или с общеразвивающих, пластических игр и т. д.
Задания постепенно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. Здесь важен индивидуальный подход.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 4 месяца. Занятия проводятся с 01сентября по 31 декабря.
Цель программы - развитие способностей детей средствами театрального искусства; приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие :
- знакомить детей и подростков с миром театрального искусства;
-формировать основы актерского мастерства;
-формировать правильное произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность речи;
-формировать коммуникативные навыки;
-формировать сценическое мастерство;
-формировать умение работать с текстом.
- познакомить с литературными жанрами, стилями и стихосложениями.
Развивающие:
-содействовать самовыражению и самореализации учащихся в творчестве посредством практической деятельности – участия в показе номеров, миниатюр, сценок;
-развивать активность и самостоятельность детей в процессе взаимодействия;
-развивать художественный вкус;
-развивать у детей активность и самостоятельность общения;
- развивать логику, произвольное внимание, образное мышление, память, воображение,
фантазию, инициативность;
- развивать речевую культуру и память;
- развивать навыки общения друг с другом, организаторские способности,
Воспитательные:
-создавать в коллективе эстетически развивающуюся воспитательную среду;
- создавать атмосферу детского творчества и сотрудничества;
- воспитывать чувство коллективизма и ответственности за других;
-прививать любовь к сценическому искусству;
-воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками;
-воспитывать трудолюбие и терпение;
-воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и окружающим миром;
-воспитывать и развивать художественный вкус к литературе и чтению.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип коллективизма. В коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу, обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип увлекательности. Один из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип креативности. Предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Название темы предметов Количество часов
всего теория практика
1. Введение 1 1
2. Театральная игра (развивающие упражнения) 26 26
3. Ритмопластика 9 9
4. Культура и техника речи 20 2 18
5. Беседы о театральном искусстве. История театра. Народное творчество. 2 2
6. «Успех каждого» :
-диагностика на начальном этапе
-диагностика на итоговом этапе
-подготовка к конкурсу «Код успешности»
-подготовка и участие учащихся в мероприятиях, конкурсах, фестивалях различного уровня.
1
1
2
10
-
-
-
-
1
1
2
10
ВСЕГО ЧАСОВ: 72 5 67
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение
знакомство с воспитанниками.
беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе.
техника безопасности.
II. Театральная игра.
игры и упражнения на развитие внимания;
игры и упражнения на развитие зрительной памяти;
игры и упражнения на развитие эмоциональной памяти;
этюды и упражнения на развитие памяти физических действий (ПФД);
игры и этюды на подготовку учащихся к ролевой игре;
этюды на развитие органической природы общения (с куклами);
этюды на темы из жизни животного мира;
уроки – фантазии (рисование);
пластические упражнения (жесты, мимика, танцевальные движения, походка, осанка);
игры – драматизации;
подвижные игры;
импровизация детей по сказкам «Я – актер»
индивидуальная работа с учащимися над их ролью в показе.
III. Ритмопластика.
развитие двигательных способностей детей (подвижности, гибкости, выносливости);
развитие пластической выразительности (ритмичность, музыкальность, координации движений, жесты, мимика);
развитие воображения (способность к пластической импровизации).
IV. Культура и техника речи.
введение;
дикция;
артикуляционная гимнастика;
скороговорки;
произношение гласных звуков;
произношение согласных звуков;
устное народное творчество (потешки, прибаутки, считалки, загадки);
уроки фантазии;
культура речи – культура общения;
V. Беседы о театральном искусстве.
Теория
истоки зарождения театра;
виды театрального искусства;
народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России;
жанры театра;
театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное);
VI. «Успех каждого»
диагностика на начальном этапе
диагностика на итоговом этапе
подготовка к конкурсу «Код успешности»
подготовка и участие учащихся в мероприятиях, конкурсах, фестивалях различного уровня.
VI. Репетиционный период
VII. «Успех каждого»
Диагностика на начальном этапе
Диагностика на итоговом этапе
Подготовка и участие учащихся в мероприятиях, конкурсах, фестивалях различного уровня:
Городские конкурсы МБУК "Централизованная библиотечная система города Тарко-Cале" (конкурсы чтецов, посвящённые творчеству и юбилейным датам детских писателей)
Международный фестиваль-конкурс детско-молодёжного творчества «Кубок России по художественному творчеству – Ассамблея Искусств, конкурс чтецов, актёрское мастерство, (октябрь)
Международный конкурс художественного слова «Белая поэзия зимы» (декабрь, январь)
Международный конкурс «Северный звездопад» (проект «Музыкальный Звёздный Олимп) - номинации: «Театр», «Художественное слово», (март)
Международный интернет-конкурс «Творим, расправив крылья», (апрель)
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню космонавтики (апрель)
Всероссийский конкурс, посвящённый Великой Победе (апрель-май)
Всероссийские литературные конкурсы, посвящённые творчеству А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, А. Барто, С. Я. Маршака. К. И. Чуковского (в течение года).
Всероссийские тематические блиц-олимпиады, викторины (в течение года).
Предполагаемые умения и навыки учащихся.
В первый год обучения должны быть решены следующие проблемы:
раскрепощение ребенка, снятие зажимов, комплексов, нажитых ребенком в первые годы жизни,
раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
По окончании обучения дети будут знать :
- краткие сведения об истории возникновения театра;
- основы простого сценического движения;
- комплекс элементарных театральных игр и упражнений для разминки;
- о понятиях артикуляции, дикции.
уметь:
- выполнять несложные сценические движения;
- создавать небольшие импровизационные этюды, сочинять и разыгрывать истории с использованием простых предметов;
- исполнять небольшие художественные произведения;
- исполнять небольшие диалоги;
- взаимодействовать с партнёром;
- работать в команде;
- участвовать в коллективных номерах.
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театрального объединения «Каримельки» необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1. Методическое:
– наработка программы;
– наработка отчетной документации;
– анализ учебной деятельности;
– отслеживание результатов учебной деятельности;
– разработка учебных занятий, написание инсценировок, сценариев к театрализованным игровым программам, праздникам.
2. Дидактическое:
– разработка и изготовление демонстрационного материала:
• для упражнений по актёрскому мастерству (карточки со словами; с заданиями: эмоции, предметы, с действиями; настольные игры на внимание, смекалку, ассоциации);
• для упражнений по сценической речи (карточки со звуками, скороговорками, текстами);
• для упражнений по сценическому движению (карточки с действиями);
• видеоматериал по актёрскому мастерству (ВГИК).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий – групповая, мелкогрупповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами занятий являются познавательно игровая деятельность, практические упражнения и тренинги. Каждое занятие состоит из нескольких элементов и включает в себя
деятельность по всем разделам.
В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра может использоваться:
– как средство обучения (учить, играя);
– как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и
комфортной обстановки (отдыхаем, играя);
– как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств
личности (развиваем, играя);
– как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре);
– как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре);
– как средство диагностики (раскрываемся в игре).
Формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
- театральные, ритмические, подвижные и музыкальные игры;
- элементы театрального тренинга;
- игры-загадки;
- беседа, обсуждение;
- объяснение, наблюдения;
-разучивание произведений устного народного творчества;
- совместная творческая деятельность детей и педагога;
- чтение и разыгрывание сказок, стихов и сочинение историй;
-создание этюдов по пословицам, скороговоркам в режиме импровизации;
- разучивание элементов танцевальных движений;
- разучивание стихов, пословиц, считалок, скороговорок;
- просмотр видеоматериалов;
- словесные, настольные и подвижные игры.
- работа над исполнительским и сценическим мастерством.
Данные формы, методы и приемы обучения способствуют раскрытию творческого потенциала воспитанника, а также учитывают здоровье сберегающие технологии. Постановка сценок, номеров к мероприятиям, театральные постановки сказок, миниатюр - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном объединении дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий.
Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, привносят элементы своих идей, свои представления в номера, оформление этюдов, миниатюр.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Всё это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Оценочные материалы.
На уроках используются дыхательные, психологические тренинги, диалоговые формы работы,
этюды (упражнения для развития и совершенствования актерской техники и для раскрепощения).
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы
Учитывая возрастные особенности обучающихся, оценивание художественного развития воспитанников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ребенок выполняет хорошо, и над чем ему надо поработать. Оценки на занятиях не выставляются. Диагностирование воспитанников проводится только для педагога.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – номера, миниатюры, участие в массовых мероприятиях школы
Механизм оценки реализации программы :
-анкетирование: «Самооценка воспитанника», «Тестовые упражнения»;
-включение педагогического наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-рефлексия;
-анализ этюдов, инсценировок;
-творческие достижения во Всероссийских конкурсах, играх, концертах.
Список литературы для педагога
1.«Театральная самодеятельность школьников». Основы педагогического руководства.
Москва, «Просвещение» 1983г.
2. «Театр, где играют дети». А. Б. Никитина. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. М. «Владос», 2001г.
3.«Я вхожу в мир искусств» № 5-6, Театр-студия «Дали», 1997г.
4. «Работа актера над собой» К. С. Станиславский
5.«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников» Э. Г. Чурилова Москва, 2001г.
6.«Психогимнастика», М. А Чистякова
7. «Мастерство актера и режиссера». Г. Е. Захава, М «Просвещение» 1978г.
8.«Как стать артистичным». Т. А. Чернецкая Москва,2000г.
9.«Мастерская чувств». Предмет «Театр» в начальной школе И. А. Генералова. Москва, 2000г.
10.«Пластические тренинги» С. Г. Андрачников, Москва,2000г.
Список литературы для учащихся (для занятий и репертуара)
1.«Развлечения: сцена, экран, актеры». М «Росмэн» 1994г.
2.«Энциклопедический словарь юного зрителя». М «Педагогика» 1989г.
3. «Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия». - М., 2002
4. «Азбука театра», Ю. Алянский, Ленинград, «Детская литература», 1990г.
5. «Литература и фантазия», М. «Просвещение», 1992г.
6. «Карнавал, маски», М. «Росмэн»,1998г.
7. «Кем я наряжусь», М. «Росмэн», 1998г.
8. «Басни Крылова», Санкт-Пербург, «Герион»,1997 г.
9. «Папамамалогия», М. «Росмэн», 1998г.
10. «Детям о дружбе», Минск, Белорусская Православная церковь,2016г.
11. «Детям о доброжелательности», Минск, Белорусская Православная церковь,2016г