Наталья Операй
Программа развивающей направленности по обучению грамоте «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка полностью зависит от правильной организации педагогического процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным, но также они должны носить более игровой характер, другими словами учебно-тренирующий. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.
Публикация «Программа развивающей направленности по обучению грамоте „Путешествие по стране „Пиши-Читай“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Мною были систематизированы дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система развивающих занятий в виде путешествия по волшебной стране.
Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном цикле занятий, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.
Цель: Развитие у детей всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи: Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Целевая группа: несовершеннолетние от 6 до 10 лет, проходящие курс социальной реабилитации в учреждении.
Требования к функциональным характеристикам цикла занятий: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке с использованием разнообразных игр и упражнений.
Форма обучения : практические занятия, на которых используются различные приемы работы. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 30 минут.
Критерии эффективности цикла занятий:
занятия рассчитаны на краткосрочное и непрерывное обучение;
используются различные методы работы;
соответствие принципам обучения : индивидуальности, доступности, преемственности и результативности;
Планируемый результат:
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми в летний период не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику. Несовершеннолетние прошедшие цикл групповых занятий должны уметь :
-различать гласные и согласные звуки и буквы;
-различать твёрдые и мягкие согласные;
-определять количество слогов в словах;
- определять количество звуков в словах;
-определять место заданного звука в слове;
-анализировать звуковой состав слова;
-определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные;
-составлять предложения из нескольких слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определённой последовательности.
Материальное обеспечение, технические средства обучения и контроля : уютно оборудованная комната для проведения занятий, канцелярские принадлежности (бумага формата А4,картон белый и цветной, карандаши цветные, простые карандаши, фломастеры, ластик, подстругалка, ручки, линейки, карта страны «Пиши-Читай», музыкальные детские инструменты: бубен, барабан, дудочка, письмо Пиши-Читая, предметные картинки, карточки со звуками, алфавит, разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, компьютер-ноутбук, диски музыкальные, музыкальный центр для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов.
Содержание цикла занятий
1. Практическое занятие «Звуки».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра «Чего не стало?». Игра «Отгадай, что звучит».Разминка в форме релаксации. Подведение итогов. Прощание.
2. Практическое занятие «Гласные звуки».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Отгадывание загадок. Игра «Назови звук в начале слова». Игра " Куклы заблудились ". Физкультминутка. Игра «Назови гласный звук и найди его место». Игра "Поймай звук". Игра "Утки и окуни". Подведение итогов. Прощание.
3. Практическое занятие «Согласные звуки».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова».Игра «Угадай, каких звуков больше». Игра «Угадай, какой звук». Физкультминутка. Игра «Зоопарк». Игра " Слышишь ли ты звук? ". Игра " Какое слово задумала? ". Игра "Звуковое дерево". Прощание
4. Практическое занятие «Алфавит».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра «Пароль». Сказка про Алфавит. Физкультминутка. Стихи про буквы. Игра «Угадай букву». Прощание.
5. Практическое занятие «Гласные и согласные звуки».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Песенка про Алфавит. Разминка. Волшебная страна Алфавит,. Игра на внимание. Игра «Найди лишнюю букву». Прощание.
6. Практическое занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по «Фонетическому лесу». Физкультминутка. Игра «Хитрый гласный звук». Игра «Ушки на макушке».
Игра “Волшебный мешочек”. Физкультминутка. Игра: «Гласные звуки». Игра " Подскажи звук ". Игра «Заштрихованное слово».Прощание.
7. Практическое занятие «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра: «Гласные звуки». Игра «Кто больше». Игра «Узнай звук». Скороговорки. Физкультминутка. Игра «Подружки – веселушки». Прощание.
8. Практическое занятие «Слова и предложения».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра: "Перекличка"(с мячом). Дидактическая игра «Угадай, имя?». Кроссворд- отгадать загадки. Разминка «Слушай внимательно». Речевая разминка. Прощание.
9. Практическое занятие «Слова и предложения».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра: "Перекличка"(с мячом). Разминка. Слушай внимательно». Игра «Хитрые слова». Физкультминутка. Игра «Что делает предмет?». Игра «Буква заблудилась». Прощание.
10. Практическое занятие «Повторение».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра «Узнай звук». Игра «Буква заблудилась». Игра «Рассыпалось слово». Физкультминутка. Поиграем в игру «Кто больше?». Игра «Закончи слово». Прощание.
11. Практическое занятие «Как древние люди общались друг с другом».
Приветствие. Вводное слово. «Путешествие в прошлое». Разминка. Просмотр презентации. Беседа. Рассуждение детей. Прощание.
12. Практическое занятие «Составление рассказа по сюжетным картинкам».
Приветствие. Вводное слово. Знакомство с Опечаткой и Путаницей. Разминка. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Прощание.
13. Практическое занятие «Итоговое занятие».
Приветствие. Вводное слово. Путешествие по стране «Пиши-Читай». Игра «Пароль». Физкультминутка. Реши кроссворд. Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Прощание.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
3. Бугременко Е. А. Чтение без принуждения. М., 1993.
4. Волкова Л. С. Логопедия, М., 1989.
5. Городилова В. И. Чтение и письмо, М., 1995.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
7. Журова Е. Н. Обучение дошкольников грамоте. М. : Школа-Пресс, 1998.
Дополнительная
1. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2002.
2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : Гном и Д, 2000.
3. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : Гном и Д, 2000
4. Лалаева Г. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
5. Максаков А. И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
6. Матвеева А. Н. Звуки и буквы. М. : рекорд, 1994.