Оксана Веснина
Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
в процессе ознакомления с родным краем
«КРАСКИ СЕВЕРА»
Автор-составитель: Веснина О. В. ,
воспитатель МБДОУ
детский сад «Рябинушка»
1. Целевой раздел
Содержание
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы 6
1.5. Формы подведения итогов реализации Программы 6
2. Содержательный раздел
Публикация «Программа развития художественно-творческих способностей детей „Краски севера“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы 7
2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы 8
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 9
3. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса 9
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 10
3.3. Методическое обеспечение Программы 11
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.
Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.
Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Программа «Краски Севера» разработана на основе комплексной программы «Детство» (региональный компонент) Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Е. А. Мартынова. И. М. Сучкова и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Рябинушка».
В основе образовательного процесса лежит художественный образ родного края. Накапливание эстетического опыта и является центральным, связующим звеном в становлении художественного образа у дошкольников, который происходит в процессе ознакомления с жизнью своего родного края – Югрой.
Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность - осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами по реализации Программы.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Участники реализации Программы: дети, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации: программа реализуется в течение одного учебного года.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.
Задачи:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем.
2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
3. Совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности.
4. Развивать эстетический вкус, творчество, любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
6. Привлекать родителей к совместному участию и развитию у детей художественно-творческих способностей при ознакомлении дошкольников с малой Родиной.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Технологической основой Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.
Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию о своей малой Родине, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.
Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников, способствует ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность.
Принципы реализации Программы
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универ-сального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху-дожественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
В ходе освоения Программы обучения дети дошкольного возраста познают культурные ценности, проявляют интерес к окружающей действительности, легче понимают и принимают культуру и ценности родного края через средства познания окружающего мира, а именно: художественно-изобразительную, проектную деятельность.
Дети свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков, применяют нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Владеют техническими умениями и навыками в изобразительной деятельности. А также получают эмоциональное удовлетворение от занятий по изобразительной деятельности, отображают красоту окружающей действительности малой Родины – Севера на листе бумаги, развивают свое творчество
1.5. Формы подведения итогов реализации Программы
Контроль, за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, праздники, как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах окружного и районного уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.
Мониторинг освоения Программы используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основные методы сбора информации о ребёнке
Систематическое наблюдение;
Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);
Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);
Беседы с родителями, анкеты, опросники;
Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
Рассказы детей;
Фотографии;
Аудиозаписи и видеозаписи,
Портфолио, или «Папки достижений»
Описание случаев и регистрация эпизодов
– Короткие описания конкретных случаев;
Составление индивидуального маршрута развития детей в соответствии с показателями данной Программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы
Программа представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий, перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности с развлечениями, наглядными пособиями, дидактическими играми, планами сотрудничества с социальными партнерами: (Выставочный зал, Школа искусств, краеведческий музей на базе Игримской МОУ им. Г. Е. Собянина, Игримский «Дом Севера», «Игримская детская библиотека», с рекомендациями для педагогов и родителей.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Ценность Программы представляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем через художественно-творческую деятельность.
Для методического обеспечения Программы разработано практическое пособие с объемной содержательной частью, включающее в себя четыре блока - проекта: «Путешествуем по Югре», «Коренное население ханты и манси их быт и культура», «Природа Югры», «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси».
Проектная художественно-эстетическая деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над проектами помогает создать в группе атмосферу стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому; сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную среду; обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей, их педагогическую поддержку.
Степень новизны Программы
Программа выстроена по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: кроме проектной технологии, используются информационные, коммуникативные технологии, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; здоровье сберегающие технологии, способствующие оздоровлению дошкольников в процессе увлекательных дел.
В Программе присутствует интеграция образовательных областей, предусматривающая более успешное усвоение материала детьми.
2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы
Вариативные формы взаимодействия взрослых и детей:
• Экскурсии
• Игры
• Беседы
• Выставки
• Просмотр видеофильмов
• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Открытые мероприятия (праздники ХМАО - Югры)
• Проведение акций.
Методы художественно-эстетического воспитания:
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в окружающем мире;
метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, свер-стниками);
метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
метод эвристических и поисковых ситуаций.
Формы взаимодействия с педагогами:
• Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера - воспитание нравственности, духовности»,
• Педагогическая гостиная: «Путешествуем по Югре».
• Открытые занятия.
• Самообразование.
• Выступление с докладом.
• Обмен опытом.
• Работа в СМИ.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации данной Программы является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультаций, консультативно-информационную деятельность.
Формы взаимодействия с родителями:
• Привлечение родителей к участию в проектах.
• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.
• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».
• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа малой родины», «Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).
• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов о Югре.
• Встречи с интересными людьми.
• Презентация мини – музея «Путешествуем по Югре».
Проведение акций: природоохранных, милосердных: «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица».
3. Организационный раздел Программы
3.1. Организация образовательного процесса
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
1) совместной деятельности взрослого и детей;
2) самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели реализуется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов (решение образовательных задач по ознакомлению с родным краем сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем недельной образовательной нагрузки: – 1 час в две недели. (старшая группа дети 5-6 лет; подготовительная группа - дети 6-7 лет).
Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие,изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование и музыка, социально – коммуникативное развитие.
Количество занятий месяц - 2 занятия
старшая группа / подготовительная группа/
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для эффективной организации образовательного процесса огромное значение играет развивающая предметно-пространственная среда. Чем разнообразнее среда, тем выше степень самостоятельности ребёнка. В этом случае он сможет выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Олени в упряжке, хантыйская кукла «Акань», куклы из меха, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель, макет микрорайона, капля нефти в огранке, макет деревянного хантыйского дома лабаз, чум.
Архив: герб округа, видеофильмы о Крайнем Севере.
Фотоматериалы: альбомы «Мой папа – нефтяник», «Если ты увидишь север - не забудешь никогда», «Природа края», «В некотором царстве, в нефтяном государстве», «Ханты манси – наши соседи», «От Игрима до Ханты - Мансийска», каталог «Хантыйская детская игрушка», «Хантыйская одежда», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы!», наборы открыток с видами округа и его достопримечательностями.
Творчество: книги местных поэтов и писателей.
• консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.
• картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.
Таким образом, организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда способствует:
- игровой, познавательной и исследовательской активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;
- развитию художественно-творческих способностей;
- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможности самовыражения дошкольников.
3.3. Методическое обеспечение Программы
Изобразительная деятельность
1. Казакова Т. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет: конспекты занятий. М. : Мозаика – Синтез, 2007.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3–4 лет: конспекты занятий. М. : – Мозаика – Синтез, 2007.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). М. : Сфера, 2009.
5. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2006.
6. Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. : 1999.
7. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. : Просвещение, 1985.
8. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду» М. : Просвещение, 1972.
9. Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. : Просвещение, 1979.
10. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. : Просвещение, 1991.
11. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М. : ГНОМ и Д, 2005.
12. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» М. : Мозаика- Синтез, 2005.
13. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» М. : Мозаика- Синтез, 2008.
14. А. О. Соломенникова «Радость творчества» М. : Мозаика- Синтез, 2006. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. : Мозаика- Синтез, 2006.
15. Т. М. Бабушкина «Аппликация» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.
16. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре» М. : Просвещение. 1992.
17. Грибовская А. А., М. Б. Халезова-Зацепина «Лепка в детском саду» М. : Сфера, 2010. 20. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» М. : Мозаика-Синтез, 2007.
18 Дрезнина М. Г., Куревина О. А. «Навстречу друг другу» М. : Линка-Пресс, 2007.
19. Тарабарина Т. И., Трофимова М. В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, 1997
Развитие продуктивной деятельности (художественный труд)
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М. ,2007.
2. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» М. : Просвещение, 1991.
4. «Игрушки из бумаги» Санкт-Петербург, 1996.
5. Т. М. Бабушкина «Поделки из бумаги» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.
Приобщение к изобразительному искусству
1. Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. СПб. : Детство-Пресс, 2000.
2. Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. : Просвещение, 1992. 3. Л. М. Салагаева «Декоративные тарелочки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2009. 4. «Росток» Челябинск, 1996.