Петраченко Мария Олеговна
Программа «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа дополнительного образования
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)
Сроки реализации: 6 месяцев
Автор проекта: учитель-логопед
Петраченко Мария Олеговна
СОДЕРЖАНИЕ
[/h4]
АННОТАЦИЯ 3
АКТУАЛЬНОСТЬ 4
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 8
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 11
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 15
ВЫВОД 15
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 17
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
АННОТАЦИЯ
Практическая значимость программы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр.
Целью программы является формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука [Р], в речи через использование дидактических игр.
Основные задачи:
1. Познакомится с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;
2. При помощи игр вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям;
3. Улучшить подвижность артикуляционного аппарата при помощи игр.
4. Создать, подобрать игры, способствующие вызову, автоматизации и дифференциации звука [Р], [Р ];
5. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Р ];
6. Развить навыки фонематического восприятия, научить детей не путать звуки, схожие по акустическим характеристикам.
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;
8. Совершенствовать предметно-развивающую среду;
9. Познакомить педагогический состав с основными игровыми приёмами, способствующими вызову звуков[Р], [Р ].
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
• научности,
• системности,
• доступности материала,
• наглядности,
• сознательности и активности,
• прочности обучения,
• индивидуализации.
Участниками являются дети, зачисленные на логопедический пункт, родители, основным исполнителем является учитель-логопед. Программа рассчитана на 6 месяцев, непрерывной работы.
Данный программа используется на логопедических занятиях и предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения звукопроизношения, в частности при отсутствии звуков [Р], [Р ]. Основной этап реализации программы осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. В ходе реализации данного программы дети в игровой форме научатся быстро и правильно произносить звук Р, появится интерес к логопедическим занятиям, значительно повысится: внимание, память, мышление, также проект способствует развитию лексико-грамматических основ и связной речи, звуковому анализу и синтезу, развивает фонематическое восприятие.
Для разработки перспективного плана работы проекта, использовались учебно-методические ресурсы (методическая литература логопеда, в работе с детьми были использованы дидактические игры, такие как:
• «Путешествие Фимы»- дидактическая игра от компании Logo_Box;
• «Визуально-ритмические ряды»- от Logo_Box;
• «Логопедический домик»- от Logoped Toys;
• «Логопедическая игрушка», для выработки подвижности артикуляционного аппарата с использованием биоэнергопластики
• Дидактическая игра «Гонки»;
• «Сколько ракет полетело на луну?»;
• «Посади самолет»;
• «Собери грибочки»;
• «Фефекты-Фикции»- от doJoi;
• «Рыба-Лыба»-от TikiToys и др.
также в работе использовались компьютерные технологии на базе интерактивных площадок, например, «Мерсибо» и «Учимся с Логошей». Наглядным материалом служили картинки с правильной артикуляцией звука, изображения гоночной трассы с различными препятствиями, изображения. луны, ракет, космоса, самолета, предметные картинки в названии которых есть звук Р, и др.
В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Отображается положительная динамика на примере мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования, является "создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями". Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь — это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.
Речь является важнейшей психической функцией человека. «Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий» (Р. Е. Левина).
Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, саморегуляции, изменяют черты характера ребенка – появляется неуверенность в себе, замкнутость, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.
Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Согласно схеме замечательного лингвиста А. Н. Гвоздева «Нормы развития детской речи», мы знаем, что одни языковые элементы усваиваются раньше, другие- значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи, одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие, усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Так, в норме звуки раннего онтогенеза (сюда относят: гласные- а, о,у,и; согласные м,п (б,м (д,н,к,г,х,с), должны быть усвоены в возрасте до 1г. 8м, звуки среднего онтогенеза (к ним относят: гласные Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л, в возрасте до 3-х лет, а звуки позднего онтогенеза (р-р,ш,ж,ч,щ- это звуки требующие поднятия передней части языка, л,ц, должны быть усвоены в возрасте до 4-5 лет, любое отклонение от нормы считается патологией.
Ежегодно в МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок», мною проводится мониторинг речевого развития на базе «Соната-до: мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов. Данная диагностика, разработанная на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В. В результате проведения данного мониторинга, мною было замечено, что в числе отсутствующих звуков, лидирующую позицию занимает звук «Р».
(см., таблицу 1)
Работа над данным звуком как правило занимает большее количество времени, чем любой другой звук. Традиционный процесс вызова звука, автоматизации и дифференциации зачастую утомляет детей, что отнюдь не благотворно влияет на мотивацию и включение в коррекционный процесс. Мною было решено ввести в коррекционную работу игровые приемы и методы, с целью повышения эффективности логопедической работы по постановке и автоматизации звука [Р].
Использование дидактических игр и игровых приемов, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звука у детей с нарушением речи, является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют навыки использования вызванного звука, расширяют словарный запас, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Цель проекта:
Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи, через использование дидактических игр.
Основные задачи программы:
1. Познакомится с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;
2. При помощи игр вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям;
3. Улучшить подвижность артикуляционного аппарата при помощи игр.
4. Создать, подобрать игры, способствующие вызову, автоматизации и дифференциации звука [Р], [Рь];
5. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Рь];
6. Развить навыки фонематического восприятия, научить детей не путать звуки, схожие по акустическим характеристикам.
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;
8. Совершенствовать предметно-развивающую среду;
9. Познакомить педагогический состав с основными игровыми приёмами, способствующими вызову звуков[Р], [Рь].
Краткое содержание этапов проекта.
Подготовительный.
• Изучение методической литературы;
• Подбор материалов для «методической копилки»;
• Разработка планов проведения занятий по вызову, автоматизации и дифференциации звуков по средствам игровых приёмов;
• Написание конспектов для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
• Сбор материала для автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках.
Организационный.
• Консультирование воспитателей;
• Разработка плана работы.
Основной.
• Проведение коррекционных занятий;
• Совместно с детьми составление сказки «О звуке Р»;
• Беседа с воспитателями на тему: «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе»;
• Анкетирование для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Итоговый.
• Анализ результатов проекта;
• Отчет о проделанной работе
В реализации проекта используются упражнения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с нарушением звукопроизношения различного генеза: при дислалии, дизартрии, алалии.
Логопедическая работа по постановке звука, делится на 3 этапа:
1. Подготовительный
На этом этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к постановке отсутствующего звука, также развивается целенаправленная воздушная струя.
2. Постановка звука.
На этом этапе, по средствам игровых приёмов, происходит вызов/постановка звука.
Постановка звука осуществляется несколькими способами:
• По подражанию
• Постановка звука по показу артикуляции
• Механическим путем, с использованием различного вида инструментария. (Зонды,зондозаменители)
• С использованием «базового» звука (Например, от звука Ш).
• С использованием массажных приёмов. (Например, использование массажера «Джевайб).
3. Завершающий этап- этап автоматизации звука.
На мой взгляд, это самый продолжительный и энергозатратный этап, поскольку, на этом этапе большая ответственность лежит именно на работе родителей и их детей, положительную динамику можно наблюдать только при строгом выполнении всех рекомендаций специалиста.
На данном этапе происходит автоматизация поставленного звука. Существуют некоторые правила автоматизации, так называемый принцип, «От простого к сложному». Необходимым условием автоматизации, является закрепление изолированного звука, только после четкого произношения изолированного звука, вводят прямые и обратные слоги, затем отрабатываются слова, где автоматизируемый звук стоит в начале, середине и в конце. Итогом логопедической работы можно считать использование звука в разговорной речи.
Необходимо помнить, что на всех последующих этапах повторяются все предыдущие этапы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда МБДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Также был отобран материал на закрепление звуков Р и Рь в слогах, словах, предложениях, тексте. На этом этапе была собрана литература, сделаны дидактические игры и пособия для коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, созданы различные картотеки. Написаны конспекты для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях (см. приложение).
II. Организационный
На этом этапе проводилась беседа с педагогическим составом МБДОУ, по вопросам звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, я озвучила педагогам тему своего проекта, рассказала об основных этапах реализации проекта. Был разработан план работы.
III. Основной этап
В течение двух месяцев, дети с отсутствующим звуком Р занимались по адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом Основной общеобразовательной программы – «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой и «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»/ под редакцией Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой., а также с учетом «Адаптированной программы для детей с ТНР»/ под редакцией Н. И. Нищевой.
Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр, проводила в ходе фронтальной, непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по коррекции звукопроизношения, автоматизации звуков Р и Рь.
Занятия проводились 3 раза в неделю по 15-20 минут, из которых одно было индивидуальное. Также закрепление пройденного материала осуществлялось в ходе проведения фронтальных занятий по обучению грамоте «Учимся с Логошей», которое проводится в подготовительных группах 2 раза в неделю по 30 минут и включено в сетку НОД. Конечно же, особое внимание на таких занятиях я уделяю детям с нарушением звукопроизношения, на занятиях по обучению грамоте ребята учились не путать, схожие по акустическим характеристикам звуки, распознавать и выделять заданный звук среди других звуков.
Практическая значимость проекта «Этот коварный звук Р» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр.
Программа разработана на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
• научности,
• системности,
• доступности материала,
• наглядности,
• сознательности и активности,
• прочности обучения,
• индивидуализации.
Основные направления и содержание работы по автоматизации и дифференциации звука Р
• формирование правильного артикуляционного уклада;
• формирование целенаправленной воздушной струи;
• вызов/ постановка звука Р и Рь;
• закрепление изолированного звука с использованием дидактической игры.
• автоматизация звука в прямых и обратных слогах
• автоматизация звука в начале, середине и конце слов
• автоматизация звука Р и Рь в чистоговорках, пословицах, тексте
• развитие фонематического слуха;
• формирование навыков звукового анализа и синтеза
• дифференциация звуков схожих по акустическим характеристикам; Р-Л; Рь-Ль)
• формирование связной речи с введением корректируемого звука.
При планировании коррекционной работы учитываются следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
• систематичность проведения;
• распределение их в порядке нарастающей сложности;
• подчиненность заданий выбранной цели;
• чередование и вариативность упражнений.
Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.
На подгрупповых занятиях дети развивали подвижность артикуляционного аппарата и задавали правильной уклад органов артикуляции, для дальнейшего произношения звука Р. В этом нам помогала игра «Путешествие Фимы», (артикуляционные упражнения).
Состав игры:
1. Игровая дорожка, с одной стороны картинки с артикуляционной гимнастикой, с другой тропинка.
2. Герой «Фима» 2 шт, большой и маленький. (Фима — это воображаемый язык, предполагается, что большой Фима — это язык взрослого, а маленький язычок ребенка).
3. Кубик
4. Поощрительное поле с конфетами.
Ход игры:
Сегодня ребята, мы отправимся с вами в путешествие с героем по имени Фима. Фима — это наш с вами язычок. Ему необходимо добраться от старта до финиша, выполняя задания. Кидаем кубик, количество выпавших цифр указывает нам не на количество шагов, а на количество выполняемых упражнений на карточке. За каждое правильно выполненное упражнение Фима получает конфекту. Кто быстрее доберется до финиша и заполнит фишку конфетами, тот считается победителем.
Отрабатывали правильное употребление звука Р, использовали различные игры и игровые упражнения.
Например: игра «Запусти ракеты на луну», (закрепление изолированного произношения звука Р).
Используемые материалы к игре:
1. Игровое поле-ракеты, луна.
2. Фишки (пуговицы, кружочки и т. д.).
Содержание игры. – Интересно, сколько ракет вы сможете запустить на луну? Дети тянут звук Р как можно дольше, проводят пальчиком вокруг ракеты 3-4 круга, а затем вокруг луны 3-4 круга и закрывают ракеты фишкой.
Автоматизация звука Р в слогах, словах, чистоговорках и т. д., проводилась как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Для этого мы использовали, традиционные игровые приёмы и игры с использованием ИКТ, например, игровую площадку «МЕРСИБО».
Для закрепления некоторых упражнений дети получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно.
На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя была направлена на формирование правильного употребления звука Р.
IV. Итоговый
На этом этапе осуществляется оценка результативности реализации проекта. Проводится мониторинг речевого развития детей, с целью выявления положительной динамики. Подготовка отчета в формате презентации и выступление на педагогическом совете.
Итоговый мониторинг речевого развития
Подготовка отчета. Создание презентации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Дети испытывают интерес к логопедическим занятиям;
2. Успешно развиты коммуникативные и творческие способности детей;
3. Правильное и осознанное произношение обучающимися звуков [Р], [Рь] во всех словах;
4. Создание совместно с детьми и родителями папок по автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках;
5. Родители заинтересованы в творчестве и инновациях логокоррекционной работы;
6. Положительная динамика речевого развития (Итоговый мониторинг речевого развития).
ВЫВОД
В результате проведённой работы по внедрению дидактических игр на логопедических занятиях, детей с отсутствующим звуком [Р] и [Рь], стало значительно меньше, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой, что способствует значительному ускорению автоматизации и введению звука в речь. Дети меньше допускают ошибки в употреблении корректируемого звука, и замене звуков сходных по фонетическим характеристикам. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Проведя мониторинг речевого развития детей логопедического пункта и сопоставив данные, полученные на начало работы проекта и по его окончанию, мы можем наблюдать положительную динамику на экране звукопроизношения, тем самым, можно сделать вывод о том, что использование игровых методов и приемов благотворно влияют на коррекционный процесс логопедической работы. (См. приложение № 1)
Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ