Мария Иванова
Программа работы кружка «Умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласовано; Утверждено;
Зам. директора по ВМР Директор МБДОУ ЦРР д/с «Мичээр»
МБДОУ ЦРР д/с «Мичээр» Яковлева Г. И___
Сутакова Т. Г___
План работы кружка
«Умницы»
Воспитатель: Борисова У. Г
Пед. стаж: 33
УПД: высшее
Пояснительная записка.
Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?
Публикация «Программа работы кружка „Умницы“» размещена в разделах
Совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.
Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, в учебном плане кружка используется структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.
В плане работы кружка представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и мышление:
- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;
- игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;
- игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.
Цель: развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
Задачи:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;
- формирование умения детей ориентироваться в пространстве;
- формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
- развитие сенсорной культуры;
Содержание
работы Количество занятий
в неделю в месяц в год
Занятия по тематиче
скому плану 1 4 36
Диагностика в начале года:
Используется: - Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)
- Методика «Что лишнее» (Р. С. Немов)
- Тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгера)
- Методика «Придумай рассказ» (Р. С. Немов)
- Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)
- Методика «Чего не хватает» (Р. С. Немов)
Ф. И. Группа «Нелепицы» «Что лишнее» «Самое непохожее» «Придумай рассказ» «Запомни рисунки» «Чего не хватает на этих рисунках»
Итог: У 10 детей набранных в группу в основном - средний балл, у двоих - по 3 методикам низкий балл: «Придумай рассказ» (Немов Р. С., «Самое непохожее» (тест Венгера Л. А., «Запомни рисунки» (Р. С. Немова)
Учебно-тематический план
№
Тема Количество
Часов
1. Давайте познакомимся 1
2. В гостях у осени 1
3. Наш огород 1
4. Путешествие по лесу 1
5. Будем внимательными 1
6. Лабиринты памяти 1
7. В гостях у сказки 1
8. Умницы и умники 1
9. Мое внимание 1
10. Учимся запоминать 1
11. Уборка урожая 1
12. Транспорт 1
13. Целое и часть 1
14. Птицы 1
15. Зимушка-зима 1
16. В гостях у Деда Мороза 1
17. Праздник елки 1
18. Магазин 1
19. Животные 1
20. Логика и мышление 1
21. Увлекательные схемы 1
22. Цирковое представление 1
23. Играем с блоками 1
24. Поможем Незнайке 1
25. Наши игрушки 1
26. Мамин праздник 1
27. Знакомимся с профессиями 1
28. Игры с геометрическими фигурами 1
29. Терем- терем - теремок 1
30. Насекомые 1
31. День рождения - лучший праздник 1
32. Времена года 1
33. Весна-пора посадок и посевов 1
34. Приглашаем на планету «Умниц» 1
35. Семья 1
36 Экскурсия в лесопарк 1
Перспективный план
Сентябрь
1. Давайте познакомимся Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях (игротренинг) Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», «Я знаю пять…», «Ку-ку».
2. В гостях у осени Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу.
Учить детей анализировать,
обобщать.
Игра: «Ягоды, грибы, овощи».
Игра: «Найди лишнее».
Упражнение: «Докрась половину
осеннего дерева».
3. Наш огород Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей.
Развивать умение мыслить логически, рассуждать. Упражнение: «Найди все овощи и раскрась».
Игра: «Собери помидор из 4-5 частей».
Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину и вазу соответственно».
4. Путешествие по лесу Развивать у детей согласованную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность.
Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания. Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка».
Игра: «С какого дерева листок?».
Игра: «Цепочка» (Грибы).
Октябрь
1. Будем внимательными Развивать умение концентрировать внимание.
Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности. Упражнение: «Запомни пять слов».
Д/ и: «Кубики».
2. Лабиринты памяти Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную.
Способствовать формированию целостности восприятия. Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я (сказки-6картинок)».
Задание: «Из какой сказки пришел этот герой?»
Задание: «Разукрась принцессу
(принца) по образцу».
3. В гостях у сказки Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную.
Учить работать по образцу в точности.
Развивать образное и словесно - логическое мышление. Игра: «Найди такой же».
Игра: «Что изменилось?».
Игра: «Аналогии».
4. Умники и умницы Способствовать развитию умения устанавливать соответствие (по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания.
Учить детей делать простейшие умозаключения. Игротренинги
Ноябрь
1. Веселый художник Развивать наглядно – действенное мышление.
Упражнять детей в развитии концентрации внимания.
Развивать у детей воображение и фантазию. Д/и. «Что перепутал художник?».
Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».
Упражнение «Дорисуй».
2. Учимся запоминать Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы.
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности
(лист бумаги, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Упражнение: «Найди, кто спрятался».
Упражнение: «Внимательные глазки».
Упражнение «Исправь Незнайкины картинки».
Игра: «Выполни по образцу».
3. Уборка урожая Развивать у детей зрительное восприятие, целостность.
Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам. Упражнение «Сделай все корзинки одинаковыми».
Упражнение «Продолжи ряд»
(овощи и фрукты двух размеров и двух цветов).
Игра: «Найди овощь по описанию"
4. Транспорт Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности.
Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание. Упражнение: «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками»
(Геометрическая фигура)
Д/и «Транспорт - двойняшки»
Декабрь
1. Целое и часть Развивать у детей наглядно - действенное мышление.
Развивать целостность восприятия предметов.
Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.
Игра: «Сложи квадрат (3-4части).
Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур».
Игра: «Сравни».
2. Птицы Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение.
Развивать слуховую память, объем внимания.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Упражнение: «Узнай кто прячется в дупле?» (раскраски с секретиком)
Упражнение: «Слушай, запоминай, называй»(5-6слов)
Игра «Что сначала, что потом»
3. Зимушка-зима Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки. Игра «Когда это бывает?»
Упражнение «Найди отличия у снеговиков»
Игра «Найди лишнее».
4. В гостях у Деда Мороза Учить детей находить предметы с заданным свойством.
Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка. Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…»
Упражнение «Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей»
Задание «Дорисуй вторую половину елочки»
Январь
1. Праздник елки Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу. Упражнение «Сложи елочную игрушку из частей».
Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу».
Упражнение «Дорисуй гирлянду».
2. Магазин Развивать умение классифицировать.
Способствовать развитию мышления и активизации речи детей. Упражнение «Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым»
Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».
3. Животные Развивать умение анализировать; составлять целое из частей.
Способствовать развитию зрительной памяти. Упражнение «Сложи по образцу».
(силуэты медведя и лисички)
Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».
4. Логика и мышление Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали. Упражнение «Кто будет следующим?»
Задание «Четыре линии»
Задание «Дорисуй домик»
«Отгадывание загадок»
Февраль
1. Увлекательные схемы Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать.
Формировать навыки обобщения, классификации.
Развивать мелкую моторику.
Игра «Кто, где живет?»
Д/и. «Моя дорога от дома до садика»
2. Цирковое представление Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору).
Развивать гибкость и глубину ума.
Учить узнавать объективность по элементу. Д/И. «Веселый клоун»
Д/И. «Найди пару»
Упражнение «Не пропусти профессию» (цирковую)
Упражнение «Найди тень клоуна».
3. Играем с блоками Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки.
Развивать гибкость и глубину ума; сообразительность. Игра «Кодирование»
Игра «Угощение для медвежат»
Игра «Матрицы»
4. Поможем Незнайке Упражнять детей в умении работать в точности со словесной инструкцией взрослого.
Развивать словестно - логическое мышление. Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом».
Д/и. «Кто кем будет?»
Март
1. Наши игрушки Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков.
Упражнять в умении делать умозаключения.
Развивать пространственное воображение и сообразительность. Упражнение «Какая игрушка лишняя и почему?».
Упражнение «Догадайся, где чья игрушка».
Упражнение «Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».
2. Мамин праздник Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции.
Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную) Упражнение «Скатерть самобранка».
Игра «Расставь на полке посуду правильно».
3. Знакомимся с профессиями Способствовать развитию у детей мышления.
Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей. Упражнение «Догадайся кто это?» (делает уколы, убирается во дворе….)
Игра «Знакомимся с профессиями».
Викторина «Айболит».
4. Игры с геометрическими
фигурами Упражнять в группировке предметов по признакам.
Развивать способность к обобщению.
Способствовать развитию воображения и творчества. Упражнение «Разложи фигуры на 2 множества».
Игра «Назови одним словом».
Упражнение «Почини сапоги».
Апрель
1. Терем-терем- Теремок Развивать пространственное мышление у детей.
Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу. Игра «Теремочек».
Упражнение «Найди два одинаковых домика».
Задание «Построй башню» (из кубиков по образцу).
2. Насекомые Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.
Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы».
Викторина «Муха – цокотуха».
Игра «Кто из них летает?».
3. День рождения - лучший праздник Развивать операцию сравнения.
Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу. Упражнение «Найди отличие» (подарок).
Упражнение «Найди свое место за столом»
Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».
4. Времена года Развивать способность к быстрому переключению внимания.
Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания.
Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете. Игра «Лето-осень – зима-весна»
Игра «Цепочка»
(электроприборы)
Игра «Когда это бывает?»
Вопросы детям: стихотворение
Г. Сапгира «Месяц»,
Май
1. Весна - пора посадок и посевов Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами.
Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги. Упражнение «Определи чьи семена» (подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т. д.)
Игра «Огород» (сажать овощи на грядке по ориентировке).
2. Приглашаем на планету «Умниц» Развивать способности к переключению внимания.
Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику. Игра «Насекомые, птица, зверь».
Д/и. «Что делать?»
П/игра «Слушай слова и двигайся, как договорились».
3. Семья Развивать словесно - логическое мышление и образную память.
Учить детей сравнивать по разным признакам.
Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам. Игра «Кем был?»
(животные и птицы)
«Чем отличается папа от дедушки»
Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка).
Упражнение «Помощники».
4. Экскурсия в лесопарк Закреплять умение ориентироваться по словесному описанию.
Развивать у детей операции анализа и синтеза.
Учить формулировать вопросы с опорой на карточки - символы. Д/и. «Танграм»
(фигурки животных)
Упражнение «Найди клетку слона по моему описанию».
Упражнение «Учимся задавать вопросы».
Список используемой литературы
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное воспитание. – 1982. - №1.
2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.
3. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. - М., 1953.
4. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
5. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.
6. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.
7. Белошистая А. В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2017, №6
8. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. 2008.
9. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. 1997.
10. Безруких М. М. Филиппова Т. А. Развиваем логическое мышление и память для 5-7 лет. 2003.
11. Земцова О. Н. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М. , :2013.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.
13. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.