МААМ-картинки

Программа работы кружка «Умницы»

Мария Иванова
Программа работы кружка «Умницы»
▼ Скачать + Заказать документы

Согласовано; Утверждено;

Зам. директора по ВМР Директор МБДОУ ЦРР д/с «Мичээр»

МБДОУ ЦРР д/с «Мичээр» Яковлева Г. И___

Сутакова Т. Г___

План работы кружка

«Умницы»

Воспитатель: Борисова У. Г

Пед. стаж: 33

УПД: высшее

Пояснительная записка.

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Публикация «Программа работы кружка „Умницы“» размещена в разделах

Совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, в учебном плане кружка используется структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

В плане работы кружка представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и мышление:

- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

- игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

- игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

Цель: развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Задачи:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;

- формирование умения детей ориентироваться в пространстве;

- формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

- развитие сенсорной культуры;

Содержание

работы Количество занятий

в неделю в месяц в год

Занятия по тематиче

скому плану 1 4 36

Диагностика в начале года:

Используется: - Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)

- Методика «Что лишнее» (Р. С. Немов)

- Тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгера)

- Методика «Придумай рассказ» (Р. С. Немов)

- Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)

- Методика «Чего не хватает» (Р. С. Немов)

Ф. И. Группа «Нелепицы» «Что лишнее» «Самое непохожее» «Придумай рассказ» «Запомни рисунки» «Чего не хватает на этих рисунках»

Итог: У 10 детей набранных в группу в основном - средний балл, у двоих - по 3 методикам низкий балл: «Придумай рассказ» (Немов Р. С., «Самое непохожее» (тест Венгера Л. А., «Запомни рисунки» (Р. С. Немова)

Учебно-тематический план

Тема Количество

Часов

1. Давайте познакомимся 1

2. В гостях у осени 1

3. Наш огород 1

4. Путешествие по лесу 1

5. Будем внимательными 1

6. Лабиринты памяти 1

7. В гостях у сказки 1

8. Умницы и умники 1

9. Мое внимание 1

10. Учимся запоминать 1

11. Уборка урожая 1

12. Транспорт 1

13. Целое и часть 1

14. Птицы 1

15. Зимушка-зима 1

16. В гостях у Деда Мороза 1

17. Праздник елки 1

18. Магазин 1

19. Животные 1

20. Логика и мышление 1

21. Увлекательные схемы 1

22. Цирковое представление 1

23. Играем с блоками 1

24. Поможем Незнайке 1

25. Наши игрушки 1

26. Мамин праздник 1

27. Знакомимся с профессиями 1

28. Игры с геометрическими фигурами 1

29. Терем- терем - теремок 1

30. Насекомые 1

31. День рождения - лучший праздник 1

32. Времена года 1

33. Весна-пора посадок и посевов 1

34. Приглашаем на планету «Умниц» 1

35. Семья 1

36 Экскурсия в лесопарк 1

Перспективный план

Сентябрь

1. Давайте познакомимся Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях (игротренинг) Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», «Я знаю пять…», «Ку-ку».

2. В гостях у осени Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу.

Учить детей анализировать,

обобщать.

Игра: «Ягоды, грибы, овощи».

Игра: «Найди лишнее».

Упражнение: «Докрась половину

осеннего дерева».

3. Наш огород Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей.

Развивать умение мыслить логически, рассуждать. Упражнение: «Найди все овощи и раскрась».

Игра: «Собери помидор из 4-5 частей».

Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину и вазу соответственно».

4. Путешествие по лесу Развивать у детей согласованную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность.

Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания. Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка».

Игра: «С какого дерева листок?».

Игра: «Цепочка» (Грибы).

Октябрь

1. Будем внимательными Развивать умение концентрировать внимание.

Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности. Упражнение: «Запомни пять слов».

Д/ и: «Кубики».

2. Лабиринты памяти Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную.

Способствовать формированию целостности восприятия. Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я (сказки-6картинок)».

Задание: «Из какой сказки пришел этот герой?»

Задание: «Разукрась принцессу

(принца) по образцу».

3. В гостях у сказки Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную.

Учить работать по образцу в точности.

Развивать образное и словесно - логическое мышление. Игра: «Найди такой же».

Игра: «Что изменилось?».

Игра: «Аналогии».

4. Умники и умницы Способствовать развитию умения устанавливать соответствие (по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания.

Учить детей делать простейшие умозаключения. Игротренинги

Ноябрь

1. Веселый художник Развивать наглядно – действенное мышление.

Упражнять детей в развитии концентрации внимания.

Развивать у детей воображение и фантазию. Д/и. «Что перепутал художник?».

Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

Упражнение «Дорисуй».

2. Учимся запоминать Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы.

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности

(лист бумаги, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Упражнение: «Найди, кто спрятался».

Упражнение: «Внимательные глазки».

Упражнение «Исправь Незнайкины картинки».

Игра: «Выполни по образцу».

3. Уборка урожая Развивать у детей зрительное восприятие, целостность.

Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам. Упражнение «Сделай все корзинки одинаковыми».

Упражнение «Продолжи ряд»

(овощи и фрукты двух размеров и двух цветов).

Игра: «Найди овощь по описанию"

4. Транспорт Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности.

Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание. Упражнение: «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками»

(Геометрическая фигура)

Д/и «Транспорт - двойняшки»

Декабрь

1. Целое и часть Развивать у детей наглядно - действенное мышление.

Развивать целостность восприятия предметов.

Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.

Игра: «Сложи квадрат (3-4части).

Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур».

Игра: «Сравни».

2. Птицы Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение.

Развивать слуховую память, объем внимания.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Упражнение: «Узнай кто прячется в дупле?» (раскраски с секретиком)

Упражнение: «Слушай, запоминай, называй»(5-6слов)

Игра «Что сначала, что потом»

3. Зимушка-зима Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки. Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Найди отличия у снеговиков»

Игра «Найди лишнее».

4. В гостях у Деда Мороза Учить детей находить предметы с заданным свойством.

Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка. Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…»

Упражнение «Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей»

Задание «Дорисуй вторую половину елочки»

Январь

1. Праздник елки Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу. Упражнение «Сложи елочную игрушку из частей».

Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу».

Упражнение «Дорисуй гирлянду».

2. Магазин Развивать умение классифицировать.

Способствовать развитию мышления и активизации речи детей. Упражнение «Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым»

Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».

3. Животные Развивать умение анализировать; составлять целое из частей.

Способствовать развитию зрительной памяти. Упражнение «Сложи по образцу».

(силуэты медведя и лисички)

Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».

4. Логика и мышление Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали. Упражнение «Кто будет следующим?»

Задание «Четыре линии»

Задание «Дорисуй домик»

«Отгадывание загадок»

Февраль

1. Увлекательные схемы Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать.

Формировать навыки обобщения, классификации.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Кто, где живет?»

Д/и. «Моя дорога от дома до садика»

2. Цирковое представление Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору).

Развивать гибкость и глубину ума.

Учить узнавать объективность по элементу. Д/И. «Веселый клоун»

Д/И. «Найди пару»

Упражнение «Не пропусти профессию» (цирковую)

Упражнение «Найди тень клоуна».

3. Играем с блоками Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки.

Развивать гибкость и глубину ума; сообразительность. Игра «Кодирование»

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Матрицы»

4. Поможем Незнайке Упражнять детей в умении работать в точности со словесной инструкцией взрослого.

Развивать словестно - логическое мышление. Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом».

Д/и. «Кто кем будет?»

Март

1. Наши игрушки Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков.

Упражнять в умении делать умозаключения.

Развивать пространственное воображение и сообразительность. Упражнение «Какая игрушка лишняя и почему?».

Упражнение «Догадайся, где чья игрушка».

Упражнение «Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».

2. Мамин праздник Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции.

Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную) Упражнение «Скатерть самобранка».

Игра «Расставь на полке посуду правильно».

3. Знакомимся с профессиями Способствовать развитию у детей мышления.

Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей. Упражнение «Догадайся кто это?» (делает уколы, убирается во дворе….)

Игра «Знакомимся с профессиями».

Викторина «Айболит».

4. Игры с геометрическими

фигурами Упражнять в группировке предметов по признакам.

Развивать способность к обобщению.

Способствовать развитию воображения и творчества. Упражнение «Разложи фигуры на 2 множества».

Игра «Назови одним словом».

Упражнение «Почини сапоги».

Апрель

1. Терем-терем- Теремок Развивать пространственное мышление у детей.

Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу. Игра «Теремочек».

Упражнение «Найди два одинаковых домика».

Задание «Построй башню» (из кубиков по образцу).

2. Насекомые Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы».

Викторина «Муха – цокотуха».

Игра «Кто из них летает?».

3. День рождения - лучший праздник Развивать операцию сравнения.

Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу. Упражнение «Найди отличие» (подарок).

Упражнение «Найди свое место за столом»

Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».

4. Времена года Развивать способность к быстрому переключению внимания.

Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания.

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете. Игра «Лето-осень – зима-весна»

Игра «Цепочка»

(электроприборы)

Игра «Когда это бывает?»

Вопросы детям: стихотворение

Г. Сапгира «Месяц»,

Май

1. Весна - пора посадок и посевов Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами.

Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги. Упражнение «Определи чьи семена» (подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т. д.)

Игра «Огород» (сажать овощи на грядке по ориентировке).

2. Приглашаем на планету «Умниц» Развивать способности к переключению внимания.

Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику. Игра «Насекомые, птица, зверь».

Д/и. «Что делать?»

П/игра «Слушай слова и двигайся, как договорились».

3. Семья Развивать словесно - логическое мышление и образную память.

Учить детей сравнивать по разным признакам.

Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам. Игра «Кем был?»

(животные и птицы)

«Чем отличается папа от дедушки»

Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка).

Упражнение «Помощники».

4. Экскурсия в лесопарк Закреплять умение ориентироваться по словесному описанию.

Развивать у детей операции анализа и синтеза.

Учить формулировать вопросы с опорой на карточки - символы. Д/и. «Танграм»

(фигурки животных)

Упражнение «Найди клетку слона по моему описанию».

Упражнение «Учимся задавать вопросы».

Список используемой литературы

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное воспитание. – 1982. - №1.

2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.

3. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. - М., 1953.

4. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

5. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.

6. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.

7. Белошистая А. В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2017, №6

8. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. 2008.

9. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. 1997.

10. Безруких М. М. Филиппова Т. А. Развиваем логическое мышление и память для 5-7 лет. 2003.

11. Земцова О. Н. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М. , :2013.

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.

13. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Автор публикации:
Программа работы кружка «Умницы»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 04:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа работы кружка «Умницы»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД