Ольга Вахрушева
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
▼ Скачать
«Программа психолого – педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»
Составитель: Вахрушева Ольга Александровна, педагог – психолог
Сроки реализации: 4 месяца
Предназначена для подростков 14 – 16 лет.
Пояснительная записка
Подростковый возраст – это период, протекание которого во многом предопределяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своём месте в мире, жизненных целях и ценностях. Взрослеющий человек активно ищет своё место под солнцем, на качественно новом уровне, познаёт как физический мир, так и мир человеческих взаимоотношений. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие успехи человека.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников» размещена в разделах
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9 классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда, пойти в другую школу (какую) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п. Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников -
Задача не только самих учащихся, их родителей, и педагогов, но и в большеё степени психологов, так как профессиональное самоопределение – это результат становления самосознания.
В большинстве учебных заведений профориентационная работа сводится к групповой диагностике интересов и склонностей учащихся, на основании которой каждому предоставляется перечень соответствующих профессий.
В ряде случаев можно наблюдать, что дети поступают в наиболее доступный ВУЗ или туда, куда решили родители, так как они будут оплачивать обучение.
Результатом такого выбора профессии является необходимость переобучения после окончания вуза, работа не по специальности. А это значит, что половина ресурсов высшей школы расходуется впустую и огромное количество людей вынуждены заново решать проблемы профессионального самоопределения, что нередко приводит к нарушению психического и душевного равновесия.
Сегодня даже наличие профессионального диплома не гарантирует рабочего места. Переход к рыночной экономике повысил требования к конкурентоспособности личности. В службах занятости населения нередко главными критериями становятся не только профессиональные качества, но и психологические особенности.
В большинстве случаев работодатели предъявляют такие требования, как наличие опыта работы, коммуникабельность, умение работать в команде, творчество и инициативность, ответственность, целеустремлённость и лидерские качества, компьютерная грамотность, исполнительность, быстрая обучаемость и способность к переобучению. Важным личностным качеством
современного человека является психологическая мобильность – готовность к переменам, в том числе в профессиональной деятельности.
Таким образом, следует готовить учащихся к тому, с чем им придётся столкнуться на рынке труда, а это актуализирует необходимость целенаправленной работы по профессиональной ориентации и осознанному выбору профессии.
Цель работы педагога - психолога в 9 классах : помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
Ключевая идея данной программы – формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффективно действующей системы психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения в учебном процессе.
Цель программы - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора выпускников основной общей школы (9-го класса).
Задачи:
1. Осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через диагностирование учащихся;
2. Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
3. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
4. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
5. Личностное развитие учащихся, проведение занятий с элементами тренинга по профориентации учащихся, обучение использованию навыков общения в различных жизненных ситуациях;
6. Способствование формированию у школьников адекватной самооценки, обучение самоодобрению и самопохвале;
7. Создание базы данных по профдиагностике.
Объём программы составляет 13 академических часов. Программа разбита на 12 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно 45 - 90 минут. Однако, следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного занятия зависит от очень многих факторов и заранее определяется лишь очень условно. Каждое занятие имеет свою цель, набор рекомендуемых упражнений.
Средства и методы: подвижные и коммуникативные игры, тренинговые упражнения, беседы, тестирование, дискуссии.
Программа основана на принципах: активности, открытости в общении.
Критерии эффективности:
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
• достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
• потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
• уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 9 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
• степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
• наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
• индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
• направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Содержание программы :
1. «Я в мире профессий» (45 мин) :Вводная беседа, игра – цепочка «Имя – профессия», работа в подгруппах «Профессия», беседа «Мои желания».
2. «Знакомство с миром профессий» (45 мин) : Актуализация пройденного материала, введение новых терминов, игра «Профессия – специальность – должность», знакомство с классификацией профессий Е. А. Климова, диагностика «ДДО», игра «Ассоциации»
3.«Мой профессиональный выбор»(90 мин) : Актуализация пройденного материала, игра – цепочка «Моя будущая профессия», Анкета «Знаешь ли ты свою будущую профессию», беседа, «Формула выбора профессий», игра «3 судьбы».
4. «Мои интересы и склонности» (45 мин) : Беседа об увлечениях, диагностика «Карта интересов».
5. «Профессиональный личностный тип» (45 мин) : Игра «Профессия – требуемые качества», беседа о типах личности (по Голланду, диагностика «Определение профессионального личностного типа», игра «Кто есть кто?», «Рекомендации»
6. «Роль здоровья в выборе профессии»(45 мин) : Дискуссия «Роль здоровья в выборе профессии», диагностика «Здоровы ли вы душевно?», рассказ «Влияние настроения на наше здоровье», знакомство со способами релаксации.
7. «Влияние темперамента и характера на профессиональную деятельность» (45 мин) : Игра «Я никогда не…»,Беседа «Что такое темперамент?», диагностика «Мой темперамент», рассказ «Типы темперамента. История возникновения», работа с классом «Доскажи», «Мелодия вашего поведения».
8. «Урок самосовершенствования» (45 мин) : Диагностика «8 шариков», диагностика «Уверенность в себе», беседа «Самооценка и выбор профессии», упражнения «Маленькие успехи», «Измени свой пульс», «Лёд и пламень», «Два дела», «Сплетни», «3 способа отношений».
9. «Секрет успеха» (45 мин) : Беседа «Познавательные процессы. Их роль в профессиональном становлении», диагностика «Зрительная память», «Пиктограммы», игра «Сломанный телефон», упражнение «Рекомендации», диагностика «Внимательны ли вы?», «Тест с точками», упражнение «Рекомендации», тест «Не гений ли вы?», беседа о способах развития мышления
10. «Рынок труда. Самые престижные профессии» (45 мин) : Беседа «Все работы хороши», игра «Один день из жизни», игра – ассоциации «Самая-самая», «Угадай профессию», «Суд над безработным»
11. «Портфолио в жизни выпускника» (45 мин) : Беседа «Портфолио в жизни выпускника», составление резюме, автобиографии, игры «Собеседование с приёмной комиссией», «Собеседование с работодателем».
12. «Движение к целям» (45 мин) : Беседа «Моя профессиональная карьера», игра «5 шагов к цели», составление коллажа «Профессиональный портрет нашего класса», Подведение итогов
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
- повышение уровня информированности о путях профессионального выбора, о современном состоянии на рынке труда, о востребованных и престижных профессиях;
- улучшение эмоционального состояния учащихся, снятие состояния тревожности;
- развитие уверенного поведения;
-повышение уровня информированности о снятии напряжённого состояния;
- формирование эффективных поведенческих стратегий и навыков делового общения;