Лидия Лукьянова
Программа кружка «Подготовка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курсов:
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьном образованием;
- развитие умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе;
Публикация «Программа кружка „Подготовка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- укреплять здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность;
Главное назначение подготовительных курсов в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову к его эмоциональной окраске, воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной атмосферы.
В результате обучения на подготовительных курсах ребенок должен уметь:
1) отчётливо и ясно произносить слова
- выделять из слова звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения на заданную тему;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради.
2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
- соотносить число предметов с цифрой;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
3) распознавать знакомые растения и животных по рисункам
- перечислять в правильный последовательности времена года;
- называть основные признаки времен года.
Дети должны знать:
- буквы алфавита;
- как получается каждое число первого десятка (+, - 1);
- цифры 0-9, знаки;
- название месяцев, последовательность дней недели.
Комплект для подготовки детей к школе (под редакцией Н. А. Федосовой). Направлена на общее развитие ребенка, охрану его психического и физического здоровья. Программа предусматривает подготовку ребенка к чтению и письму развитие фонетического слуха, учит выражать свои мысли. Дает представление о культуре речевого общения, позволяет отрабатывать риторические умения. Обучение носит практический характер и основывается на активной речи детей в ситуациях бытового и игрового общения. Для математической подготовки разработан блок логических упражнений, которые направлены на развитие арифметических и геометрических представлений.
Комплект для подготовки детей к школе Программа «Подготовка к школе» М. М. Безруких и другие разрабатывается. Система дошкольного обучения с учётом индивидуальных особенностей. Направлена на всестороннее развитие и предполагает повысить функциональную готовность ребенка к учёбе, поможет облегчить адаптацию ребенка к школе. Особое внимание уделяется развитию речи, вниманию и памяти, приобретению первичных навыков письма. Программа построена с учётом дифференцированного проявления различных трудностей.
Занятие № 1,2. Времена года. Осень.
Математика.
Свойства предметов: цвет, материал, длина, форма.
Сравнение предметов по форме, длине, толщине.
Развитие речи.
Речь. Звучащее слова. Осень в лесу. Разучивание стихов об осени.
Трудовое ИЗО (подготовка к письму)
Осенние листья. Штриховка, раскраска.
Занятие № 3,4. Дары осени.
Математика.
Группа предметов. Счет предметов в группе (порядковый, количественный) Развитие речи. Обучение грамоте.
Дары осени: овощи, фрукты. Инсценировка. Что нам осень принесла?
Речь состоит из предложений.
Подготовка к письму.
Лепка: овощи, фрукты.
Занятие № 5,6. Знакомство с народным творчеством. Дары осени.
Математика.
Счет предметов. Отношения «перед», «за», «между».
Сказка «Репка». Число. Цифра 1.
Развитие речи. Обучение грамоте.
Дары осени (продолжение) Устное народное творчество. Чтение сказки «Вершки и корешки». Речь состоит из предложений.
Подготовка к письму : овощи, фрукты (штриховка)
Занятие № 7,8. Наши домашние питомцы.
Математика.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «слева», «справа». Число 2, цифра 2. Знаки «+», «-«, «=».
Обучение грамоте. Развитие речи.
Деление предложений на слова. Составление предложений по заданию о домашних животных.
Чтение ст. С. Маршака «Усатый полосатый».
Игра на развитие внимания.
Подготовка к письму. Изобразительная и трудовая деятельность.
Аппликация из геометрических фигур «Котенок»
Занятие № 9. Мои любимые игры и игрушки.
Математика.
Счет предметов от 1 до 10 и обратно. Соседи числа, число последующие, предыдущее. Отношения «выше», «ниже». Графический диктант. Число и цифра 3. Получение, состав. Знакомство с математическими выражениями. Чтение математических выражений.
Обучение грамоте. Развитие речи.
Рассказы о любимых игрушках. Деление слов на слоги.
Отгадывание загадок. Обучение полным ответом на вопросы.
Подготовка к письму.
Знакомство с разлиновкой, тетрадей.
Занятие № 10. Игры и игрушки. Мячи.
Математика.
Счет до 10 и обратно. Сравнение групп предметов. Уравнивание групп предметов. Число и цифра 4. Получение, сравнение. Квадрат и прямоугольник.
Обучение грамоте.
Чтение стихотворение С. Маршака «Мяч». Рассказы детей о любимых играх с мячом. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные. Игры на развитие логического мышления.
Подготовка к письму.
Рисование и штриховка. Работа в тетради.
Занятие №11. Игры и игрушки. Движущиеся игрушки. Транспорт.
Математика.
Понятие «последовательность». Счет предметов. Образование числа 5, цифра 5. Чтение и составление математических выражений. Сложение и вычитание.
Обучение грамоте.
Различение гласных и согласных звуков. Отгадывание загадок. Разучивание стихов о звуках. Игры на развитие памяти и внимания.
Подготовка к письму. Трудовая и изобразительная деятельность.
Аппликация из геометрических фигур «Грузовик»
Занятие №12,13. Игры и игрушки «Кукольный театр»
Математика.
Счет по порядку в прямом и обратном направлении, через ступеньку. Состав чисел в пределах 5. Решение простейших задач. Чтение и составление математических выражений. Графический диктант.
Обучение грамоте.
Буква и =, О
Диалоги с куклами из кукольного театра.
Игра «Разведчики» (развитие внимания и памяти)
Подготовка к письму.
Рисование нарядов для кукол из кукольного театра. Знакомство с рабочей строкой в тетради.
Занятие №14,15. Время года - зима.
Математика.
Нумерация (устная) в пределах 10. Образование чисел предыдущих и последующих. Состав чисел в пределах 5. Задача и ее составные части.
Обучение грамоте.
Гласные звуки и буквы А, О, И, У, Ы. Определение места этих звуков в словах. Обучение полным ответом на вопросы.
Подготовка к письму. ИЗО.
а) Рисование снежной крепости
б) Рисование на тему «Зима»
Занятие №16,17. Стихи, сказки, рассказы о зиме.
Математика.
Отработка счета в пределах 20. Решение задач в стихах на сложение и вычитание в пределах 5. Состав чисел в пределах 5. Сравнение чисел, знаки <, >
Обучение грамоте.
Чтение детьми наизусть стихотворений о зиме.
Составление рассказов о зиме по картинкам.
Согласные звуки и буквы Н, Т. Игры на развитие внимания и памяти. Чтение сказки «Морозко». Беседа по прочитанному.
Подготовка к письму.
Рисование узоров из геометрических фигур.
Занятие №18,19. Новый год.
Математика.
Устная нумерация в пределах 20. Число и цифра 6. Состав числа 6. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Графический диктант.
Обучение грамоте.
Слияние согласного и гласного. Обучение чтению слияний. Чтение стихотворений и загадок, связанных с празднованием Нового года.
Ответы на вопросы.
Подготовка к обучению письму.
Изобразительная деятельность. Изготовление ёлочных украшений и гирлянд.
Занятие №20. Зимние игры и забавы.
Математика
Счет до 20 и обратно. Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач. Чтение математических выражений. Графический диктант «Снежная мишень»
Обучение грамоте.
Согласные звуки и буквы JI, М. Обучение чтению слияний. Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка». Составление рассказов по картине «Зимние забавы». Игровые упражнения на развитие внимания.
Подготовка к письму.
Изготовление аппликации «Снеговик»
Занятие № 21. Зимние праздники.
Математика.
Счет до 20 и обратно. Числа последующие и предыдущие. Счет «через ступеньку». Состав чисел 6, 7. Задачи.
Обучение грамоте.
Зимние колядки, стихи. Масленица.
Согласный звук и буква К, Г. Обучение чтению слияний и простейших слов.
Подготовка к письму.
Праздничная гирлянда.
Занятие № 22,23. Зоопарк. Хищники.
Математика.
Счет до 20. Число и цифра 8. состав числа 8. Решение задач.
Обучение грамоте.
Чтение учителем кн. Г. Снегирева. Рассматривание иллюстраций. Выделение признаков хищных животных. Согласные звуки и буквы Б, П. Подбор слов с этими звуками. Чтение слияний и слов.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие № 24,25. Наши птицы.
Математика.
Счет и нумерация в пределах 20. Состав чисел 6, 7, 8. Составление задач по рисункам. Решение задач. Запись выражений.
Обучение грамоте.
Рассказы детей по иллюстрациям. Согласные звуки и буквы В, Ф. Выделение звуков в словах. Чтение слияний и слов. Логические игры.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие №26. Мамины помощники.
Математика.
Число и цифра 9. Получение числа 9, состав. Логические задачи. Запись решения задач с помощью карточек с цифрами и знаками.
Обучение грамоте.
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Буква Э. Логические упражнения по теме «Посуда»
Подготовка к письму.
Аппликация «Открытка для мамы»
Занятие № 27,28. Времена года. Весна.
Математика.
Отработка знаний нумерации в пределах 20. Отработка знания состава чисел 6-9. Решение задач. Составление математических выражений.
Обучение грамоте.
Буква Е. мягкие и твердые согласные. Чтение стихов, загадок о весне учителем. Беседа по прочитанному. Игровые упражнения на развитие памяти.
Подготовка к письму.
Рисование по теме «Весна»
Занятие № 29. Весенние цветы.
Математика.
Число 10. Получение числа, запись, состав числа 10. Решение задач. Обучение грамоте.
Чтение учителем текста о весенних цветах. Пересказ детьми содержания текста. Обозначение буквой Е звуков ИЭ. Чтение слов с буквой Е.
Подготовка к письму.
Изготовление аппликации «Одуванчики» (по шаблонам)
Занятие № 30. Птицы и звери весной.
Математика.
Счет прямой и обратный пределах 20.
Состав чисел в пределах 10. Решение задач.
Обучение грамоте.
Обучение чтению слов с изученными буквами. Игры на развитие логического мышления.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие № 31,32. В мире книг. Моя любимая книга
Математика.
Счет в пределах 20. Состав чисел в пределах 10.
Решение задач.
Обучение грамоте.
Согласные звуки 3, С. Буквы 3, С. Чтение слияний. Слов и предложений. Рассказы детей о любимых книгах. Библиотека (экскурсия)
Подготовка к письму.
Работа в тетрадях.
Занятие № 33. По дорогам сказки.
Математика.
Закрепление изученного.
Обучение грамоте.
Согласные звуки и буквы В, Ф. Чтение слов с изученными буквами.
Подготовка к письму.
Работа в тетрадях.
Занятие № 34. В мире книг. Стихи.
Подведение итогов.
Механизм оценки результатов: ребенок должен уметь:
1)- отчётливо и ясно произносить слова;
- выделять из слова звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения на заданную тему;
- пересказать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
2)- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить число предметов с цифрой;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
3)- распознавать знакомые растения и животных по рисункам;
- перечислять в правильной последовательности времена года;
- называть основные признаки времён года.
ребенок должен знать:
- буквы алфавита;
- как получается каждое число первого десятка (+1, - 1);
- цифры 0-9, знаки;
- название месяцев, последовательность дней недели.
Литература.
1. Серия «Мир вашего ребенка», Т. Б. Мазенина, «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на - Дону, Феникс, 2003г.
2. Серия «Математические ступеньки», Е. В. Колесникова, «Я считаю до 10» Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
3. Серия «Твои любимые раскраски», «Учусь писать», Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
4. Федосова Н. А. «От слова к букве», М: Просвещение, 2000г.
5. Тикунова Л. И. и другие «Хрестоматия для чтения с взрослыми», М: Просвещение, 2000г.
6. Сорокина Г. И., Никольская Р. И., «Риторика для маленьких»
7. Волкова С. Н. «Математические ступеньки»
8. Плешаков «Зеленая тропинка»
9. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Азбука письма», Дрофа, 2000г.
10. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Учимся рассказывать по картинкам»
11. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Тренируем пальчики»