Лучший педагог года

Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»

Ирина Алексеевна Началова
Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения направлена на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и на содействие становления психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Публикация «Программа „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах

Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи деятельности педагога-психолога :

- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- профилактика и преодоление трудностей в развитии воспитанников от 2 до 7 лет.

Структура рабочей программы отражает деятельность педагога-психолога по направлениям :

- психологическая диагностика;

- психопрофилактика и психологическое просвещение;

- развивающая работа и психологическая коррекция;

- психологическое консультирование.

Психологическая диагностика

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

Ц е л ь диагностической деятельности педагога-психолога – получение информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей для индивидуализации образования воспитанников и оптимизации работы с группой детей.

Направление «Психологическая диагностика» включает следующие разделы:

Раздел «Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).

Ц е л ь: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.

Результатом изучения является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с учетом его психологического статуса, социальной ситуации.

Раздел «Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет» (в течение учебного года).

Ц е л ь: выявление кризисных изменений, негативных и позитивных симптомов психологического кризиса.

Результатом изучение является создание диагностической основ для проектирования и реализации программ психологического сопровождения детей в период возрастных кризисов, направленных на преодоление внутренних конфликтов развития и нормализации социальной микросреды.

Раздел «Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет – начало и конец учебного года).

Ц е л ь: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.

Раздел «Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов»

Ц е л ь: выявление уровня сформированности личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов.

Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих повышению профессионализма педагога.

Психопрофилактика и психологическое просвещение

Ц е л ь психопрофилактики в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности предупредить нарушение в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных условий в дошкольном образовательном учреждении.

Путь достижения данной цели предполагает продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что и рассматривается как средство психопрофилактики.

Развивающая работа и психологическая коррекция

Организация развивающих занятий для воспитанников, направленные на выработку способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях.

Направление реализуется по следующим разделам:

- развивающая работа в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении;

- развивающая работа в период возрастных кризисов;

- развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников.

Психологическое консультирование

Ц е л ь: возрастно-психологическое консультирование ориентированное на потребности и возможности возрастного развития, а также на индивидуальные его варианты.

Направление включает следующие разделы:

- консультирование по проблемам раннего развития детей;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации к ДОУ;

- консультирование по проблемам детско-родительских отношений;

- консультирование по проблемам трудностей в обучении;

- консультирование по проблемам психологической готовности к школе;

- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.

Концептуальная основа программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:

психогимнастика;

упражнения;

психологические игры;

этюды;

решение проблемно-практических ситуаций;

элементы арт. терапии;

игры-драматизации;

подвижные игры;

чтение и анализ сказок;

беседы и др.

Работа с детьми осуществляется в:

- индивидуальной;

- групповой формах.

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей:

Группа Время занятия

Первая младшая группа 15 мин

Вторая младшая группа 20 мин

Средняя группа 20 мин

Старшая группа 25 мин

Подготовительная группа 30 мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа - восприятие;

Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;.

- цикличность построения занятий;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года, промежуточную (В середине года, и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Таким образом, содержание настоящей рабочей программы обеспечивает полноценное психическое развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Младшая группа

Психологические особенности детей 2-3 лет

Показатели Характеристика

Ведущая потребность Потребность в любви.

Ведущая функция Восприятие

Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.

Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.

Новообразования возраста Формирование Я-концепции

Публикации по теме:

Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный.

Готовность к школьному обучению (продолжение) Первая школа ребёнка — Ваш дом. Благодаря исследованиям Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона, мы знаем, что запас знаний, который необходим для.

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению «Большое морское путешествие» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Коррекционно-развивающая программа по.

Психологическая готовность к школьному обучению Курылева О. Н., Суконкина С. Г. Психологическая готовность к Школьному обучению Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению»Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению» Пояснительная записка Актуальность: Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Родительское собрание Подготовила практический психолог: Щербань Н. А. «специалист.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 15:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алексеевна Началова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД