Ирина Алексеевна Началова
Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения направлена на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и на содействие становления психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Публикация «Программа „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи деятельности педагога-психолога :
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- профилактика и преодоление трудностей в развитии воспитанников от 2 до 7 лет.
Структура рабочей программы отражает деятельность педагога-психолога по направлениям :
- психологическая диагностика;
- психопрофилактика и психологическое просвещение;
- развивающая работа и психологическая коррекция;
- психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.
Ц е л ь диагностической деятельности педагога-психолога – получение информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей для индивидуализации образования воспитанников и оптимизации работы с группой детей.
Направление «Психологическая диагностика» включает следующие разделы:
Раздел «Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).
Ц е л ь: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.
Результатом изучения является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с учетом его психологического статуса, социальной ситуации.
Раздел «Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет» (в течение учебного года).
Ц е л ь: выявление кризисных изменений, негативных и позитивных симптомов психологического кризиса.
Результатом изучение является создание диагностической основ для проектирования и реализации программ психологического сопровождения детей в период возрастных кризисов, направленных на преодоление внутренних конфликтов развития и нормализации социальной микросреды.
Раздел «Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет – начало и конец учебного года).
Ц е л ь: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Раздел «Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов»
Ц е л ь: выявление уровня сформированности личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих повышению профессионализма педагога.
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Ц е л ь психопрофилактики в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности предупредить нарушение в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных условий в дошкольном образовательном учреждении.
Путь достижения данной цели предполагает продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что и рассматривается как средство психопрофилактики.
Развивающая работа и психологическая коррекция
Организация развивающих занятий для воспитанников, направленные на выработку способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях.
Направление реализуется по следующим разделам:
- развивающая работа в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении;
- развивающая работа в период возрастных кризисов;
- развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников.
Психологическое консультирование
Ц е л ь: возрастно-психологическое консультирование ориентированное на потребности и возможности возрастного развития, а также на индивидуальные его варианты.
Направление включает следующие разделы:
- консультирование по проблемам раннего развития детей;
- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации к ДОУ;
- консультирование по проблемам детско-родительских отношений;
- консультирование по проблемам трудностей в обучении;
- консультирование по проблемам психологической готовности к школе;
- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.
Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:
психогимнастика;
упражнения;
психологические игры;
этюды;
решение проблемно-практических ситуаций;
элементы арт. терапии;
игры-драматизации;
подвижные игры;
чтение и анализ сказок;
беседы и др.
Работа с детьми осуществляется в:
- индивидуальной;
- групповой формах.
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей:
Группа Время занятия
Первая младшая группа 15 мин
Вторая младшая группа 20 мин
Средняя группа 20 мин
Старшая группа 25 мин
Подготовительная группа 30 мин
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
Вторая младшая группа - восприятие;
Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;
Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;.
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года, промежуточную (В середине года, и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Таким образом, содержание настоящей рабочей программы обеспечивает полноценное психическое развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Младшая группа
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в любви.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.
Новообразования возраста Формирование Я-концепции