Марина Титкова
Программа по здоровьесбережению дошкольников «Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями. Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения, она самоценна сама по себе и заключена в факте существования. Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания. Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной составляющей в целостной характеристике образа человека. Обществу особенно необходимо возвращение к истокам русской духовности, к традициям народной культуры. Простейшие методы, которые практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются, исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек предстает как целостная личность, здоровая не только физически, но и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие духовно-нравственные характеристики индивида.
Публикация «Программа по здоровьесбережению дошкольников „Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Нельзя не отметить принижение значения способности ребенка дошкольного возраста к подражанию, которое позволяет обратиться к его эмоционально-волевой и сделать приоритетными невербальные методы обучения.
Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья.
Цель: развитие и укрепление индивидуальных способностей, самостоятельности, мотивации к здоровому образу жизни, повышение реального уровня здоровья воспитанников через подготовку и проведение народных праздников.
Задачи программы :
-Психофизическая разрядка и психокоррекция дошкольников
-Формирование духовно-нравственного компонента культуры здоровья дошкольников на основе традиций и организации педагогического процесса как активного проживания детьми и родителями традиционных народных праздников.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
Ожидаемый результат: планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приведет не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширит кругозор.
Духовно-нравственный компонент здоровья дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности, особенно в игре как ведущей деятельности ребенка, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.
Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции. Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым.
Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.
Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ - НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
1. Праздник урожая – сентябрь
2. Праздник Архангела Михаила – сентябрь
3. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября
4. Кузьминки – ноябрь
5. День Святого Николая – Праздник добрых дел – декабрь
6. Рождество – декабрь – январь
7. Колядки – январь
8. Масленица = март
9. Паса – апрель
10. Троица – май
В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.
В наши дни, при значительном преобладании компьютерных игр и телевидения, все же увеличивается число детей, которые используют активные движения, игры.
Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольников происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический процесс как активное проживание традиционных русских народных праздников.