инна цветкова
Программа по выявлению умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 16 «Аннушка»
___ Т. М. Байдакова
Приказ № 40 от 31.07. 2017 г
Программа
по выявлению
умственных и творческих способностей
детей дошкольного возраста
средствами геометрического материала:
«Геометрическая мозаика»
Составитель:
Цветкова
Инна Евгеньевна
2017 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по выявлению умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют своё внимание на ребёнке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажное внимание уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Уникальность и своеобразие дошкольного возраста заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника : обследовательской, предметно – манипулятивной, познавательной.
Особое значение имеют накопление и обобщение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон окружающего мира, и в умственном развитии детей.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность умственного развития ребёнка в целом.
Основой умственного развития ребёнка является формирования логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека.
В ходе ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами развиваются следующие логические приёмы умственных действий : сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам.
С раннего детства малыша окружает множество предметов, одни из них имеют одинаковую форму, другие – разную. В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности.
Основой формирования у детей представлений о геометрическом материале является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную линию, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и. т. д.
Для этого недостаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать её соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Нужно ещё научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их.
Поэтому формирование начальных знаний и умений по геометрии у детей дошкольного возраста должно осуществляется так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Цель: развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами геометрического материала.
Задачи:
• Формирование осознанных геометрических знаний;
• Умение выделять существенные признаки, отличая при этом сходные и различные признаки и свойства;
• Формирование и развитие наблюдательности и внимания у ребёнка;
• Формирование умения сравнивать;
• Умение делать несложные обобщения на основе общих свойств;
• Умение распределять предметы на группы в соответствии с выделенными признаками;
• Развитие памяти, внимания, мышления;
• Развитие творчества;
• Приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Формирование навыка самоконтроля и самооценки;
• Развитие способности к моделированию.
Ожидаемые результаты:
Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать
закономерности, связи и отношения;
развития логического мышления;
развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса
детей к геометрии и математике и желание творчески применять полученные знания.
Тематическое планирование работы с детьми по изучению геометрического материала
Вторая младшая группа
№ Занятия Месяц
1 Овал.
Аппликация. «Грибочки»
Рисование. «Разные листочки» Сентябрь
2 Круг.
Аппликация. «Наливные яблочки»
Рисование. «Овощи» Октябрь
3 Треугольник.
Аппликация. «Зонтик»
Рисование. «Разноцветные зонтики» Ноябрь
4 Треугольник. Круг.
Аппликация. «Нарядная ёлочка»
Рисование. «Ёлочка – красавица» Декабрь
5 Квадрат. Круг.
Аппликация. «Снеговик»
Рисование. «Снеговик» Январь
6 Прямоугольник. Овал.
Аппликация. «Город в снегу»
Рисование. «Грузовик» Февраль
7 Трапеция. Квадрат.
Аппликация. «Платочек для мамы»
Рисование. «Бабушкино платье» Март
8 Геометрические фигуры.
Аппликация «Разноцветный коврик»
Рисование. «Пасхальное яйцо» Апрель
9 Геометрические фигуры.
Аппликация. «Цыпленок и одуванчик»
Рисование. «Салют» Май
Средняя группа
№ Занятия Месяц
1 Игра «Геометрическое лото».
Аппликация «Составь ритмический узор»
Рисование «Овощная корзинка» Сентябрь
2 Игра «Разложи в коробки».
Аппликация «Укрась скатерть»
Рисование «Фруктовая корзинка» Октябрь
3 Игра «Найди свой домик».
Аппликация «Круглый город»
Рисование «Укрась шапочку» Ноябрь
4 Игра «Найди пару».
Аппликация «Зайчик»
Рисование «Укрась шарфик» Декабрь
5 Игра «Найди свою фигуру».
Аппликация «Лисичка»
Рисование «Рыбка» Январь
6 Игра «Чудесный мешочек»
Аппликация «Кораблик»
Рисование «Фартучек» Февраль
7 Игра «Кто больше увидит?».
Аппликация «Составь узор»
Рисование «Цветик-семицветик» Март
8 Игра «Найди такой же».
Аппликация «Пирамидка»
Рисование «Мячики» Апрель
9 Игра «Посмотри вокруг»
Аппликация «Геометрический город»
Рисование «Цветы на нашей клумбе» Май
Старшая группа
№ Занятия Месяц
1 Игра «Геометрическая мозаика»
Аппликация «Составь фигуру по образцу» Сентябрь
2 Игра «Найди свой домик»
Аппликация «Составь фигуру по образцу» Октябрь
3 Игра «Ассоциации»
Аппликация «Составь фигуру по собственному замыслу» Ноябрь
4 Игра "Танграм"
Аппликация «Собери прямоугольный коврик из разноцветных треугольников»
Декабрь
5 Игра «Какую фигуру составим?»
Аппликация «Собери цыпленка» Январь
6 Игра "Танграм"
Аппликация «Собери скворечник»
Февраль
7 Игра «Логический куб»
Аппликация «Веселая гусеница» Март
8 Игра "Танграм"
Аппликация «Собери котика» Апрель
9 Игра-квест «Найди игрушку»
Аппликация «Домик для зайчика» Май