Людмила Журавкина
Программа по внеурочной деятельности в 1–4 классах
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности
для начальной школы
«Чудо- Мастера»
(для детей 7-11 лет)
Составитель:
воспитатель ГПД
Журавкина Л. В
2019 г
Пояснительная записка к программе.
Публикация «Программа по внеурочной деятельности в 1–4 классах» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного и общекультурного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного и общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного и общекультурного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Курс «Чудо-Мастера» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». Направлен на сохранение культурного разнообразия наследия многонационального народа, овладение духовно- нравственными ценностями и культурой народов, на социальное развитие личности, самостоятельность и саморазвитие, заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества, социальную активность, общительность, коммуникативность.
Актуальность программы : в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному;
Новизна программы : включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал младших школьников, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества;
Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку она построена по концентрическому принципу- от простого к сложному, с ежегодным повторением и расширением полученных знаний и умений по каждой теме, развивает творческий потенциал. Дети, кроме знакомства с технологиями и их историей еще знакомятся и с опытом разных народов мира, реализуют его в своей творческой деятельности;
Цель программы : общекультурное развитие младших школьников средствами инновационной творческой деятельности.
Задачи программы :
• познакомить учащихся с теоретическими знаниями и практическими умениями в области современных технологий декоративно- прикладного искусства;
• предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё умение в области прикладного искусства;
• научить детей изготавливать прекрасное своими руками, разнообразить кругозор, обозначить практическое применение в жизни для конкурсного движения, интерьера в доме, подарков;
• развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.. Формы организации деятельности, используемые для организации работы с детьми по данной программе :
• сюжетные игры;
• просмотр видеоуроков и мастер- классов,
практическое использование;
• участие в конкурсном движении;
• праздники;
• дизайнерство.
Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной области «Технология» .
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, с приемами современных технологий и применения их на практике.
Содержание программы
Данная образовательная программа была составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа адресована учащимся 1- 4 классов. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.
Программа может быть реализована учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, владеющими и изучающими современные прикладные технологии в области декоративно- прикладного искусства.
Тематическое планирование-68 часов
Тема 1. «Бумажный мир» (24 часа)
Занятие 1. Вводное занятие. Презентация «Чему мы будем учиться. Игра «Какие я знаю материалы». Техника и технологии. Разнообразие творчества многонационального народа.
Занятия 2-3. Квиллинг. Теория и приёмы. Материалы для работы Простейшие цветочки. «Квиллинг для начинающих» Изготовление роллов. Изготовление цветущего дерева из квиллинга- цветочков.
Занятие 4-5. Квиллинг. Теория и приёмы. Панно «Букет цветов».
Занятия 6-7. Папье-маше. Теория и приёмы. Материалы для работы. Изготовление вазы с помощью контура и дисков.
Занятия 8-9. Пейп- Арт. Теория и приёмы. Тарелка «под старину».
Занятие 10-11. Оригами. Теория и приемы. Кусудама.
Занятие 12-13. Модульное оригами. Теория и приёмы. Изготовление простейших модулей. Сборка «Тортик».
Занятие 14-15. Модульное оригами. Сборка «Рыбка»
Занятие 16-17. Модульное оригами. Теория и приёмы. Лебедь.
Занятия 18-19. Декупаж (на дереве). Теория и приёмы. Украшение разделочной доски.
Занятие 20. Картонаж. Ознакомление
Занятие 21-22 Бумагопластика. Букет цветов. Конструирование замка.
Занятие 23-24. Цветы- сладкий подарок (крепированная и гофорированная бумага).
Тема 2.«Волшебные нити» (16 часов)
Занятие 1-2. Изонить. Теория и приёмы. Симметричный круговой узор на картоне.
Занятие 3-4. Изонить. Простейшие рисунки в технике изонить.
Занятие 5-6. Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши.
Занятие 7-8. Вязание крючком. Теория и приёмы. Вязание столбиков (прямое полотно). Мини- салфетка.
Занятие 9-10. Вязание крючком. Салфетка. (подбор и апробирование схем)
Занятие 11-12. Мягкая игрушка. Теория и приемы. «Слонёнок».
Занятие 13-14. Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра.
Занятие 15-16. Пэчворк. Теория и приемы. Лоскутное шитье. Коллаж.
Тема 3: «Свободная техника» (14 часов)
Занятие 1- 2. Лепка. Солёное тесто. Теория и приёмы. Розочки. Букет розочек.
Занятие 3-4.«Вторая жизнь вещей». Скатерть, топик из фантиков.
Занятие 5- 6. Чайный сервиз из макарон. Теория и приёмы. Работа с горячим клеем. Техника безопасности.
Занятие 7-8. «Вторая жизнь вещей». Коврик из мешков для мусора.
Занятие 9-10. Цветы из капрона. Теория и приемы.
Занятие 11-12. Топиарий- дерево счастья из кофе. Теория и приемы.
Занятие 13-14. «Вторая жизнь вещей». Массажный коврик из пробок.
Тема 4. «Расписные чудеса» (8 часов)
Занятие 1- 2. Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков и яичной скорлупы.
Занятие 3-4. Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы. «Декоративная бутыль» (делаем песок из соли, манки и пр. +пищевые красители…просушить и насыпать слоями)
Занятие 5-6. Цветной песок. Панно.
Занятие 7-8. Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка.
Тема 5: «Плетение» (6 часов)
Занятие 1-2. Филигрань (из пластика) Теория и приемы. Украшение. Филигрань (из джутового шнура). Абажур для лампы (Ознакомление).
Занятие 3-4. Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина.
Занятие 5-6. Плетение из газет. Подставки под горячее.
Тематическое планирование
№ Название темы Кол-во часов Теория Практика Форма деятельности
Тема 1: «Бумажный мир» 24 ч.
1 Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра
2 Квиллинг. Теория и приёмы. Простейшие цветочки 1 0,5 0,5 История техники Практическая работа
3 Квиллинг. Изготовление цветущего дерева 1 1 Практическая работа
4 Квиллинг. Панно «Букет» 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа
5 Квиллинг. Панно «Букет» 1 1 Практическая работа
6 Папье-маше. Теория и приемы. Материалы для работы. 1 0,5 0,5 История техники. Практическая работа
7 Папье-маше. Изготовление вазы с помощью контура и дисков. 1 1 Урок-сюрприз.
8 Пейп-арт. Теория и приемы. Тарелка под старину. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа
9 Пейп-арт. Тарелка под старину. 1 1 Практическая работа
10 Оригами. Теория и приемы. Кудусама. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа.
11 Оригами. Кудусама. 1 1 Практическая работа.
12 Модульное оригами. Теория и приемы. Изготовление простейших модулей. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа.
13 Модульное оригами. Сборка «Тортик» 1 1 Практическая работа.
14 Модульное оригами. Сборка «Рыбка» 1 1 Практическая работа.
15 Модульное оригами. Сборка «Рыбка» 1 1 Практическая работа.
16 Модульное оригами. Сборка «Лебедь» 1 1 Практическая работа
17 Модульное оригами. Сборка «Лебедь» 1 1 Практическая работа.
18 Декупаж (на дереве). Теория и приемы. 1 1 Познавательная беседа.
19 Декупаж. Украшение разделочной доски. 1 1 Практическая работа.
20 Картонаж. Ознакомление. 1 1 Познавательная беседа.
21 Бумагопластика. Букет цветов. 1 1 Практическая работа.
22 Бумагопластика. Конструирование замка. 1 1 Практическая работа.
23 Цветы-сладкий подарок. (крепированная и гофрированная бумага) 1 0,5 0,5 История и приемы. Практическая работа.
24 Цветы-сладкий подарок. 1 1 Практическая работа.
Тема 2: «Волшебные нити» 16 ч.
1 Изонить. Теория и приёмы.
Узор на картоне 1 1 Познавательная беседа. Работа с картинками.
2 Изонить. Узор на картоне 1 1 Практическая работа
3 Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
4 Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик. 1 1 Практическая работа.
5 Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши. 1 0,5 0,5 История техники. Познавательная беседа.
6 Канзаши. Ободок с канзаши. 1 1 Практическая работа
7 Вязание крючком. Теория и приёмы. Вязание крючком. Вязание столбиков (прямое полотно) 1 0,5 0,5 История техники. Игра «Столбики»
8 Вязание крючком. Круговое полотно. Мини- салфетка. 1 1 Практическая работа
9 Вязание крючком. Салфетка (подбор и апробирование схем) 1 1 Практическая работа
10 Вязание крючком. Салфетка. 1 1 Практическая работа.
11 Вязание крючом. Мягкая игрушка. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
12 Вязание крючком. Мягкая игрушка. «Слоненок» 1 1 Практическая часть
13 Флористика. Теория и приемы. 1 1 Беседа.
14 Флористика. Цветы из фетра. 1 1 Практическая часть.
15 Пэчворк. Теория и приемы. Лоскутное шитье. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
16 Пэчворк. Лоскутное шитье. Коллаж. 1 1 Практическая часть.
Тема 3: «Свободная техника» 14 ч.
1 Лепка. Соленое тесто. Теория и приемы. Розочки 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая часть.
2 Соленое тесто. Букет розочек. 1 1 Практическая работа.
3 Вторая жизнь вещей. Скатерть из фантиков. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
4 Вторая жизнь старых вещей. Скатерть из фантиков. 1 1 Практическая работа.
5 Вторая жизнь вещей. Коврик из мешков для мусора. 1 1 Практическая часть
6 Вторая жизнь вещей. Коврик из мешков для мусора. 1 1 Практическая часть.
7 Чайный сервиз из макарон. Теории и приемы. Работа с горячим клеем. Техника безопасности. 1 1 Беседа.
8 Чайный сервиз из макарон. 1 1 Практическая часть
9 Цветы из капрона. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
10 Цветы из капрона. 1 1 Практическая часть
11 Топиарий-дерево счастья из кофе. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
12 Топиарий-дерево счастья из кофе. 1 1 Практическая часть.
13 Вторая жизнь вещей. Массажный коврик из пробок. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
14 Вторая жизнь вещей. Массажный коврик из пробок. 1 1 Практическая часть.
Тема 3: «Расписные чудеса» 8ч.
1 Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков 1 0,5 0,5 История техники. Практическая работа
2 Мозаика из яичной скорлупы 1 1 Практическая работа
3 Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа
4 Цветной песок «Декоративная бутыль»
1 1 Практическая работа
5 Цветной песок. Панно. 1 1 Практическая работа.
6 Цветной песок. 1 1 Практическая работа.
7 Работа с крупой. Фасоль. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая работа.
8 Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка. 1 1 Практическая работа.
Тема 5: «Плетение» 6ч
1 Филигрань. Теория и приемы. Украшение филигрань 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.
2 Филигрань. Абажур для лампы (ознакомление) 1 1 Практическая часть.
3 Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра.
4 Плетение из газет. Корзина 1 0, 5 0, 5 Видеоурок «Мастер- класс»
5 Плетение из газет. Панно. 1 1 Практическая часть.
6 Плетение из газет. Панно 1 1 Практическая часть.
Литература
1. Гуляева В, Геронимус Т. Волшебная паутинка. М. : Малыш, 1991- 12 с.
2. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста. М. : ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с.
3. Каминская. М. : РИПОЛ- классик, 2011.-256 с.
4. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль. : Академия развития. Академия Холдинг, 2001.- 144 с.
5. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.- 104 с.