Оксана Малявко
Учебная программа по внеурочной деятельности «Почемучка» общекультурного направления во 2 классе
▼ Скачать +Заказ
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка»
Публикация «Учебная программа по внеурочной деятельности „Почемучка“ общекультурного направления во 2 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
-усиление прикладной направленности обучения
-психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника :
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Актуальность программы.
Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, 34 часа в год,которое состоит из теоретической и практической части.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучка» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия :
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия :
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
2. Содержание программы
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3. Тематическое планирование
№ п\п
Название раздела
Количество часов
1
Школа 20
2
Еда
итого 14
34
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема
Практические действия
Дата
Ко-во
часов
Школа
20
1
Первые рисунки
Рисование восковыми мелками животных
1
2
Кто изобрел перо Изготовление ручки из пера
1
3
Карандаш
Рисование карандашами (тема любая)
1
4
История шариковой ручки
Поделки из сломанных ручек
1
5
Кто изобрел ноты
Письмо нот на нотном стане
1
6
Кто изобрел бумагу
Аппликация из бумаги (тема любая)
1
7
Когда появились первые книги
Изготовление книжки-малышки
1
8
Кто написал первую энциклопедию
Рассматривание энциклопедий 1
9
Как возникли библиотеки
Проект Экскурсия в библиотеку 1
10
Откуда пошли названия дней недели
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)
1
1
11
Как возникли единицы измерения
Измерение разными мерками
12
Как люди начали добывать полезные ископаемые
Рассматривание коллекций полезных ископаемых
1
13
У какой страны впервые появился флаг
Рисование флага сказочной страны
1
14
Какие бывают ребусы
Составление и разгадывание ребусов
1
15
Первая марка
Изготовление «собственной» марки
1
16
Кто изобрел кроссворд
Разгадывание кроссвордов
1
17
Кто придумал первую карту
«Найди клад»(по карте)
1
18
Кто автор микроскопа
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой
1
19
Скотч. Шотландская лента
«Книжкина больница» (ремонт книг)
1
20
Настольные наборы
Лепка из глины
1
Еда
14
1
Хлеб из орехов
Поделки из скорлупы орехов
1
1
2
Как картофель попал в Россию
Поделки из картофеля
3
Кое-что из истории конфет
Плетение пояса из фантиков
1
4
Откуда фрукты и овощи получили свое название
Проект Рисование овощей и фруктов
1
5
Каменный мед (сахар)
Составление сборника народных рецептов лечения (с медом)
1
6
Секретное мороженое
Составление рецепта мороженного
1
7
Где прячутся витамины
Проект
Поделки из овощей
1
8
Секрет каши
Аппликация с использованием крупы
9
Когда появились первые кулинарные книги
Составление рецепта (тема любая)
10
Такая разная капуста
Составление загадок о капусте
11
Где появились арбузы
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)
12
Из чего делают пряники
Лепка пряников из соленого теста
1
1
13
Шоколад
Рисование обертки шоколада
1
1
14
Такой разный чай
Заваривание чая
1
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч. -поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.smekalka.pp.ru/
3. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://planetashkol.ru/
4. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.konodyuk.com/
5. История вещей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kostyor.ru/history.html
6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М. : Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
7. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М. : Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
8. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова. - М. : Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
9. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М. : Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
10. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М. : Детская литература, 1989.
11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок, термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия, термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские, совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро. и греч. skopo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. tiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки, поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.