Приложение МААМ

Программа по сенсорному развитию

Ольга Алтухова
Программа по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2018 – 2020 г. г.

Публикация «Программа по сенсорному развитию» размещена в разделах

Сенсорное развитие является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель сенсорного развития детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Задачи программы :

• формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности на основе активизации работы всех органов чувств;

• коррекция недостатков познавательной деятельности через развитие восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

• формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

• обогащение словарного запаса обучающихся, развитие артикуляции;

• формирование точности и целенаправленности движений и действий;

• совершенствование зрительно-двигательной координации.

Общая характеристика коррекционного курса

Основными критериями отбора материала занятий по сенсорному развитию являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.

Курс является частью коррекционно-развивающей области учебного плана. В ходе занятий по сенсорному развитию осуществляется психолого - педагогическое воздействие, направленное коррекцию отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» относится к коррекционной части учебного плана.

В соответствии с Календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань» курс «Сенсорное развитие» в 1 дополнительном классе рассчитан на 66 часов (33 учебные недели, во 2, 3 классе – на 68 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на «Сенсорное развитие» в 1 дополнительном, 2, 3 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Сенсорное развитие» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты освоения предмета коррекционной области «Сенсорное развитие» в 1 дополнительном классе

Минимальный уровень: Достаточный уровень:

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь фиксировать взгляд на лице человека, неподвижных объектах;

-уметь локализировать неподвижный источник звука;

-проявлять адекватную реакцию на прикосновение к телу. -знать основные цвета;

-знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-иметь представления о контрастных температурах;

-уметь различать основные цвета, предметы по форме;

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь различать речевые и неречевые звуки;

-уметь соблюдать правила игры, последовательность действий;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности.

Предметные результаты освоения предмета коррекционной области «Сенсорное развитие» во 2 классе.

Минимальный уровень: Достаточный уровень:

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь различать основные цвета и геометрические фигуры;

-уметь различать речевые звуки и звуки окружающей среды.

-знать основные цвета;

-знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-иметь представления о контрастных температурах;

-уметь различать основные цвета, предметы по форме;

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь различать речевые и неречевые звуки;

-уметь различать запахи и вкусовые ощущения;

-уметь соблюдать правила игры, последовательность действий;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности.

Предметные результаты освоения предмета коррекционной области «Сенсорное развитие» в 3 классе.

Минимальный уровень: Дост аточный уровень:

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь различать основные цвета и геометрические фигуры;

-уметь различать речевые звуки и звуки окружающей среды.

-знать и называть основные цвета;

-знать и называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-иметь представления о контрастных температурах;

-уметь различать основные цвета, предметы по форме;

-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

-уметь различать речевые и неречевые звуки;

-уметь обозначать словом запахи и вкусовые ощущения;

-уметь соблюдать правила игры, последовательность действий;

-уметь принимать инструкции педагога;

-уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности.

Содержание коррекционного курса

1 дополнительный класс (66 часов)

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др., геометрической формы.

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др., различными по температуре (холодный, теплый, фактуре (гладкий, шероховатый, вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий, фактуре (гладкий, шероховатый, влажности (мокрый, сухой, вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

2 класс (68 часов)

Зрительное восприятие.

Формирование навыков зрительного обследования. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3детали).

Слуховое восприятие.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание, музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков, Подражание неречевым и речевым звукам.

Кинестетическое восприятие.

Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие запаха.

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). Запах приятный и неприятный.

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Обозначение словом вкусовых ощущений.

3 класс (68 часов)

Развитие зрительного восприятия зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, толщина, обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 - 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 -4 детали – дом, машина, и т. д.).Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело, вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало» : копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие особых свойств предметов.

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное, обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Тактильно – двигательное восприятие.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином (твёрдое и мягкое состояние). Игры с мозаикой.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Аксенова М. И. Формирование тонких движений пальцев руку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Горький, 2011.

- Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 2011.

-Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии и активности. М., 2013.

- Вайзман К П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2014.

- ВалявскийА. С, Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. С. -П. 2016.

- Ветер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер К Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 2015.

- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М, 2012.

- Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М, 2014.

- Волков Б. С, Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка. М., 2014.

- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. 2013.

- Гутинская Н. И. Психологическая готовность к школе. М. ,2016.

- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М., 2016.

- Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М. : ВЛАДОС, 2011.

- Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.

- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2011.

- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 2016.

- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М., 2014

- Мозговой В. М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. Ж. «Деф» №2, 2012.

- Эллнеби И. «Право детей на развитие». Минск, 2011.

2. Технические средства:

-ноутбук, светопесочные столы, пузырьковая колонна.

3. Учебно-практическое оборудование:

- комплект диагностических методик с оценкой результатов выполнения заданий, наборы карточек по лексическим темам, кубики Кооса, кубики с предметными и сюжетными картинками, наборы карточек с заданиями для исследования зрительной и слуховой памяти, восприятия формы, цвета, размера предметов.

- предметный и изобразительный материал, иллюстрирующий природный и социальный окружающий мир, широкий спектр демонстрационного материала (фото, рисунки, тематически связанного с жизнью общества; в виде предметов различной формы, величины, цвета, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр. Также используются коллекции математических объектов и приборов традиционного измерения (наборы счетного материала, геометрических фигур, линейки, треугольники, шаблоны, трафареты, часы).

- наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающие положительные реакции обучающихся на окружающую действительность, разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы.

Публикации по теме:

Презентация «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» - Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи Значение игр по сенсорному.

Фотоотчет о занятии по сенсорному развитию «Морские сокровища»Фотоотчет о занятии по сенсорному развитию «Морские сокровища» Однажды в нашем детском саду ребята младшей группы нашли сундучок, в котором лежали. Сокровища с морского дна: искрящиеся камушки, перламутровые.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию Картотека дидактических игр Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры. Дидактические.

Картотека игр по сенсорному развитию Картотека игр по сенсорному развитию Составитель: Первушкина Е. М «Путешествие по тропе» Сначала используется одна тропа. Используют 3 различных.

Конспект НОД по сенсорному развитию «Аквариум»Конспект НОД по сенсорному развитию «Аквариум» Конспект НОД «Аквариум» (вторая младшая группа) Составила: педагог-психолог Растихина Екатерина Сергеевна 2018 г. Тема: Аквариум Цель:.

Конспект занятия по сенсорному развитию «Весёлые зайчата» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ВЕСЁЛЫЕ ЗАЙЧАТА» Программное содержание: Цель : формирование у детей.

Проект по сенсорному развитию «Разноцветный мир» Проблема: Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом я столкнулась с определенными трудностями.

Программа кружковой работы по сенсорному развитию «Занимательная сенсорика» во второй младшей группе I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка.

Рабочая программа по сенсорному развитию дошкольников «Развивайка» для детей от 4 до 5 лет Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников по сенсорному развитию «Развивайка» (для детей от 4 до 5 лет) 2018 – 2019.

Рабочая программа по сенсорному развитию «Малышок» (индивидуально образовательный маршрут) Рабочая программа по сенсорному развитию «Малышок» (индивидуально образовательный маршрут) Вторая группа раннего возраста Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по сенсорному развитию
Опубликовано: 16 января 2019 в 13:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по сенсорному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алтухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД