Лучший педагог года

Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет «Весёлый огород»

Овчинникова Татьяна
Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет «Весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная запискаТрудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно–образовательной работы всех образовательных учреждений.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста: в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Публикация «Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет „Весёлый огород“» размещена в разделах

Весь процесс воспитания детей в нашем учреждении может и должен быть организован так, что бы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Основной формой труда, характерной для нашего учреждения это совместный труд воспитателя и воспитанников. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы.

Труд детей в нашем учреждении многообразен. Можно выделить четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд и труд в природе.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, что позволяет нам говорить о создании здоровьесберегающей среды воспитанников.

Из всего вышесказанного вытекает цель программы: способствовать воспитанию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста через совместную деятельность с воспитателем посредством ухода за растениями.

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить детей с видами и свойствами растений: круглый, твердый, вкусно пахнет и т. д. ;

- закрепить знания о строении растений, об условиях, необходимых для роста растения;

- закрепить знания цвета, формы и уметь определять растение по его признакам.

Развивающие:

- развивать сенсорные ощущения детей;

- умение слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы, обогащать словарный запас, развивать речь;

- научить детей посадке семян растений.

Воспитывающие:

- воспитывать желание ухаживать за растениями, выращивать их своими руками;

- воспитывать понимание ценности витаминов для здоровья детей и взрослых;

- прививать любовь к труду, желание помогать взрослым.

Оборудование и материалы: ящики, поддоны, совочки, лейки, пластиковые контейнеры, семена растений, вода, карандаши, фломастеры, краски.

Ожидаемый результат: реализация программы будет способствовать обогащению знаний и представлений о растениях, о способах ухода за ними. Сформируются партнерские отношения между воспитателем и детьми, дети проявят интерес и самостоятельность к работе в огороде. Обогатится как активный словарный запас, так и пассивный.

Формы подведения итогов:

- диагностика о начальных и конечных знаниях детей;

- сбор урожая, дегустация выращенных растений.

- подготовка методического материала для публикации в группе учреждения.

Участники программы: дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитатели.

Планирование мероприятий по реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

- определение цели и задач программы;

- анализ имеющихся условий в группе, Центре;

- сбор информационного материала о растениях;

- разработка комплексно-тематического плана работы;

- создание условий для организации работы «в огороде»

2 этап. Исследовательский

- цикл познавательных занятий по изучению растений, установление связей: растения - земля, растения – вода, растения – человек;

- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление, наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем, фотографий;

- чтение художественной литературы об овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривание иллюстраций, картин, проведение игр, бесед, занятий;

- отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.

3 этап. Заключительный

- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе деятельности детей;

- составление коллажа «Мой огород»;

- тиражирование опыта работы через группу в вконтакте Центра

План реализации программы.

Подготовительный этап

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки, картины.

2. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

3. Разбивка огорода на подоконнике.

4. Изготовление табличек - указателей с названиями растений, схем роста растений и частей растений.

Основной этап

1. Рассматривание семян (огурцов, лука, петунии, посадка семян и лука.

2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений»;

3. Занятие с детьми «В мире растений»

4. Беседы: «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Как выращивают овощи на огороде»

5. Проведение игр:

- дидактические – «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки»;

- подвижные – «Мышка в огороде», «Огуречик»

6. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях;

7. Рассматривание иллюстрации: «Овощи в огороде»

Заключительный этап

1. Подведение итогов реализации программы;

2. Презентация для детей «Зеленые витамины» (использование лука в пищу)

План мероприятий для реализации программы

Занятия по программе проходят раз в неделю.

Сроки Действия воспитателя Действия детей

Ноябрь, декабрь, январь Организация беседы с детьми об овощах.

Подбор художественной литературы.

Заучивание поговорок, частушек, загадок, стихов, подбор иллюстраций, картин по теме.

Определение цели, задач, содержания программы, прогнозирование результатов.

Привлечение к сотрудничеству сотрудников Центра.

Подготовка наглядной информации по теме. Рассматривание иллюстраций, картин.

Прослушивание песен об овощах.

Просмотр мультфильмов «Чиполино», «Веселый огород», «Фунтик и огурцы».

Чтение В. Коркина «Что растет на нашей грядке»

Беседа, составление предложений по картинкам, дидактическая игра «Где растет овощ?»

Февраль, март, апрель Чтение художественной литературы детям.

Загадывание загадок.

Непосредственно-образовательная деятельность.

Ситуативные беседы.

Организация дидактических игр.

Подготовка оборудования для посадки рассады цветов.

Посадка семян цветов. Рассматривание иллюстраций, картин, книг.

Составление описательных рассказов об овощах.

Рисование «Тыква для золушки».

Лепка «Овощи с нашего огорода».

Аппликация «Овощи на блюде»

Организация сюжетно ролевых игр.

Май, июнь, июль, Проведение дидактических игр: – «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки»

Проведение подвижных игр: «Мышка в огороде», «Огуречик»

Посадка лука, цветов, огурцов, кабачков.

Беседа «Для чего необходимо полоть, поливать растения?»

Рыхление, прополка, полив растений. Ухаживание за всходами, наблюдение за их ростом.

Помощь в уходе за растением в огороде.

Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».

Составление фотоальбома «Вот такой огород!»

Хороводная игра «Есть у нас огород»

Физкультминутка «Огород у нас в порядке».

Август, сентябрь, октябрь. Проведение итогового мероприятия.

Оформление выставки поделок из овощей «Вот какая красота с огорода к нам пришла».

Сбор урожая и изготовление поделок из овощей.

Сбор семян, подготовка почвы для следующего года.

Высадка озимых цветов.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. «Зеленые витамины» использование лука в пищу.

Создание коллекции семян.

Чтение стихов, загадывание загадок.

Демонстрация фотовыставки «Огород сажали- урожай собирали».

Физкультминутка «Огород у нас в порядке»

Результаты мониторинга по программе Весёлый огород»

В мониторинге принимали участие 7 детей.

Высокий уровень:

Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 3-4 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень:

Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень:

Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Нет желания ухаживать за растениями.

Первичная диагностика:

Высокий уровень – 2 ребенка (29%)

Средний уровень – 3 ребенка (42%)

Низкий уровень –2 ребенка (29%)

Повторная диагностика:

Высокий уровень – 4 (57%)

Средний уровень – 2 (29%)

Низкий уровень –1(14%)

В ходе реализации программы были решены все намеченные цели: у детей сформированы знания и представления об особенностях строения растений, этапах и условиях роста; сформированы умения и навыки ухода за растениями. В группе созданы условия для активной самостоятельной деятельности детей. Сформированы партнерские взаимоотношения между воспитателями и детьми. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, стойкий интерес к работе в огороде. У них появилось уважительное отношение к труду взрослых. Во время программы дети поняли, что быть овощеводом не только увлекательно, но и трудно. Дети не только закрепили новые знания о растениях, но и получили от работы большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани»Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани» Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений. Задачи: Образовательные: • Уточнить знания о том, из чего можно вырастить.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей»Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей» Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. «Поделки из овощей» Программные задачи: 1. Обобщить знания об овощах 2. Развивать.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗКонспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗ Тема: Виды обуви и её назначение. Цель: Формирование знаний об обуви и её назначении. Знакомство с правилами и средствами ухода за различными.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Проект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группеПроект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группе Цель: Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего.

Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе»Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе» Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей природе субботник. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет «Весёлый огород»
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 17:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет «Весёлый огород»» (включая файлы) размещена пользователем Овчинникова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД